Сегодня из 100 тыс. женщин около 450 больны алкоголизмом, и цифра эта с каждым годом растет. О проблеме женского алкоголизма наш корреспондент беседует с профессором, доктором медицинских наук Владимиром Борисовичем АЛЬТШУЛЕРОМ, руководителем отделения клинических исследований алкоголизма НИИ наркологии.
- Владимир Борисович, как вы считаете, врачу легче иметь дело с мужчинами-алкоголиками?
- Я бы не сказал, что женский алкоголизм является более сложным, менее излечимым и вообще отличается какой-то особой тяжестью. Это заблуждение.
- А почему?
- Проблема женского алкоголизма в значительной степени мифологизирована. Во-первых, впечатление о его особой тяжести взялось с тех времен, когда женщина не имела права пить. Сейчас у нее это право есть, как и все остальные, поскольку она эмансипирована. Раньше женское пьянство протекало укромно, не на виду. Происходил как бы искусственный отбор: просто много пьющие женщины не попадали к врачу и оказывались пациентки с уже запущенной, сверхтяжелой формой алкоголизма. Отсюда создалось впечатление об особой тяжести болезни. Во-вторых, когда дело касается женщин, тут играет важную роль общественный взгляд - табу. Если мужчина пьет - это "нормально" и привычно. А пьющая женщина производит ужасное впечатление. И третье: все-таки она является основой социального благополучия - семья, дети, очаг и прочее. Когда основа шатается - это влияет на все общество.
- Каково отношение родственников к страдающей алкоголизмом женщине?
- Приведу вам простой жизненный пример. Вот рядом психиатрическая больница. В свое время здесь было два женских алкогольных отделения. В мужские - длинные вереницы всяких посетителей - матери, сестры, жены. В женские отделения - никого. Таких пациенток чураются, они изгои. И поэтому, когда после успешного лечения женщина возвращается домой, то ее встречают, мягко говоря, прохладно. Или вообще не встречают. Она брошенная, она одинокая, такими, как правило, не дорожат. А это очень влияет на результаты лечения, потому что многое зависит от того, в какие обстоятельства попадают женщины после лечения. Если это доброжелательная, теплая атмосфера, семейная, где есть понимание, поддержка, тогда результаты хорошие. Обратная ситуация приводит к плохим результатам. Я имею в виду результаты долговременные.
А в строго клиническом смысле слова алкоголизм женский ничуть не тяжелее мужского. Наоборот даже, я бы сказал. Женский организм вообще более устойчив ко всяким вредностям, в том числе и к интоксикации. Более живучий, так сказать. И интеллектуальная сохранность остается дольше, чем у мужчин, которые быстрее слабеют интеллектом.
Единственное, пожалуй, то, что женщинам нужно гораздо меньше времени, чтобы, начав пьянствовать, заболеть алкоголизмом.
- Как вообще женщина может определить, что она вошла в стадию алкоголизма? Какая доза безопасна? Сколько женщина может пить, чтобы не спиться?
- Такие дозы индивидуальны. Для одного это бутылка, для другого - наперсток. Важно не опьянеть. Опьянение так и переводится - интоксикация. Когда такие отравления становятся регулярными, то можно говорить о систематическом злоупотреблении. У женщин алкоголизм может развиться и за полгода, но более типичные сроки - 2-3 года.
- А у мужчин?
- Высокая скорость формирования алкоголизма у мужчин - до шести лет. У женщин высокая скорость формирования - до трех лет. Дальше у мужчин от 7 до 15 - средняя степень. У женщин - от 4 до 7. И потом свыше 15 у мужчин - это малая проградиентность, у женщин - свыше 7 лет.
- Как близким определить начало болезни?
- Во-первых, есть такой симптом утраты контроля, когда человек начинает пить и не может остановиться. То есть утрата чувства меры. Это - самый ранний симптом. И второй - главный, - когда человек пьет, несмотря на существенные препятствия. Когда он ни с чем не считается. Когда замечает, что стал плохо себя чувствовать, хуже работать, когда знает, что пьянство угрожает и его карьере, и семье, и судьбе, и все-таки пьет, каждый раз находя себе всякие оправдания.
А потом - так называемый похмельный синдром. Но это уже вторая стадия.
- А среди тех, кто к вам приходит, чаще встречаются домохозяйки или те женщины, которые успевают и работать, и по дому что-то делать? Ведь иногда после работы женщины, чтобы снять стресс, пропускают рюмочку-другую.
- Есть специальные работы на эту тему - оказалось, что домохозяйки заболевают чаще, чем работающие.
- Когда женщина принимает алкоголь, как он влияет на ее организм во время однократного приема и во время заболевания?
- Ну, во-первых, считается, что женское тело содержит воды меньше на 10%, чем мужское. Поэтому та же самая доза спиртного при пересчете на килограмм веса, принятая внутрь, дает более тяжелую интоксикацию. Кроме того, менструальный период сопровождается так называемым предменструальным напряжением, появляется потребность успокоиться, расслабиться, в этот период увеличивается всасываемость алкоголя. Поэтому та же доза спиртного дает более высокую концентрацию алкоголя в крови. Кроме того, в околоменструальном периоде содержание в слизистой оболочке желудка веществ, разрушающих алкоголь, уменьшается.
Ну а что происходит потом? Во-первых, нарушение менструального цикла, функций яичников, способности рожать. Потом - как у всех больных алкоголизмом: патология печени, желудка, сердца, периферических нервов.
- А психологические последствия?
- Такие же, как и у мужчин, - снижение морально-этических норм. Это один из первых признаков алкоголизма вообще, и у женщин в частности.
- Как вы думаете, психологические травмы, когда женщина разводится, теряет работу, - это причина алкоголизма или его последствия?
- Таких причин, которые называют нам больные, море, и они есть в жизни любой женщины. И разводы, и измены, и одиночество, и обиды, и некрасивая внешность, и сексуальная неудовлетворенность, но не любая заболевает алкоголизмом.
- Каковы же истинные причины роста алкоголизма?
- Накопление у населения генетической предрасположенности к алкоголизму - одна из главных причин. Стали этой проблемой заниматься подробно, и выяснилось, что чуть ли не у 90% больных алкоголизмом "подмоченная" наследственность. Тут уже различий между мужчинами и женщинами нет.
- Как вы относитесь к нетрадиционным методам лечения - сейчас распространены кодирование от алкогольной зависимости, разные таблетки.
- Это психотерапия. И психотерапию мы ни в коем случае не отвергаем, наоборот, это один из самых важных путей лечения. Ведь алкоголизм - болезнь прежде всего психическая. Но надо сочетать разные пути лечения.
- Что вы думаете о таблетках, которые родственники, как правило, без ведома больного подсыпают ему?
- Эти таблетки создают непереносимость спиртного. В организме нарушается процесс разрушения алкоголя. Появляются в большом количестве недоокисленные продукты, они токсичны и очень ядовиты. Человек просто может умереть.
- А какой самый эффективный способ лечения алкоголизма?
- Индивидуальный. Надо начинать с хорошего обследования - что представляет собой этот человек, его здоровье, физическое, неврологическое, психическое состояние и так далее. Не методы надо искать, а врача, который занимался бы больным, ведь лечить алкоголизм - это долгий процесс. Болезнь хроническая и, следовательно, склонна к рецидивам. Если наступает обострение, то нужно снова начинать лечение и набирать количество дней трезвости. Если год не пьет - это хорошо. Месяц не пьет - тоже хорошо. Не пьет же! Способность пить нормально человеком утрачивается навсегда. И в этом смысле алкоголизм неизлечим.