Такого еще у нас не было. Совсем скоро, в сентябре, Москва испытает доселе незнакомые российскому человеку эмоции: Русская академия развлечений привозит в Россию португальскую корриду. "ДМ" выступят в качестве информационного спонсора этого мероприятия.
Лидия АРТАМОНОВА - единственная в России женщина-тореадор - идейный вдохновитель этого неповторимого шоу и, пожалуй, едва ли не самый главный его участник. Дама на коне против разъяренного быка - зрелище незабываемое. Разве может оно оставить кого-нибудь равнодушным?
Любовь к лошадям
- Ни за что не поверю, что мечта стать тореадором лелеялась с детства...
- В 12 лет я впервые столкнулась с пешей корридой, и она произвела на меня огромное впечатление. А о существовании конной корриды я не предполагала лет до 18. Мои родители - дипломаты, много прожили за границей: во Франции, Швейцарии. Потом приехали в Россию. По желанию родителей я поступила на романо-германское отделение МГУ. Проучилась два года, вышла замуж за француза и уехала во Францию. Там продолжила учебу в парижском католическом университете. Но мне было все равно, где учиться. Я не хотела и никогда не любила это делать. Выбрала такой факультет, учеба на котором предполагала свободу, чтобы я могла заниматься лошадьми.
- Родители сопротивлялись этому занятию?
- Они не хотели, чтобы я этим занималась профессионально. Но, с другой стороны, отец у меня кабардинец... Он не мог не понимать моего увлечения.
- Муж одобряет ваше занятие?
- Я давно развелась. Наша дочь живет сейчас в Москве со мной и с моей мамой. Я, кстати, не думала, что когда-нибудь вообще сюда приеду. Но уже два года как здесь. Долгое время было очень тяжело. В России оказалось все не так, как было, когда я отсюда уезжала во Францию. Другие понятия и правила, иные жизнь и нравы.
- Дочь унаследовала вашу любовь к лошадям и корриде?
- Она очень любит лошадей, корриду, охоту. В 7 лет я уже подарила ей первую лошадь. Ее основное увлечение - конная (парфорсная) охота. Но ни корридой, ни охотой заниматься профессионально она не хочет.
Победить дьявола
В чем отличие корриды испанской от корриды португальской, в нашей стране знают немногие. Видно, пришла пора и показать, и рассказать об этом. В Испании коррида предполагает кровопролитие. Португальская же коррида - это спектакль, зрелище, где не бывает жертв. Как говорит Лидия, там лошадь и бык - актеры, человек - режиссер. Начало таким играм-боям было положено еще во втором веке до нашей эры. Например, на Крите игры с быками были связаны с обрядом плодородия. И главная роль в таких игрищах отводилась, кстати, девушкам. Современное название боя с быком (corrida de toros) буквально означает "бег быков".
- Много ли в мире женщин-тореадоров?
- Настоящих профессионалок всего 5-6. Начинающих девчонок, конечно, больше. Просто у многих, как только начинается активная личная жизнь или брак, завершается роман с корридой. Ведь многие девушки идут в корриду лишь из-за внешнего пафоса - арена, красивые костюмы, гарцевание на лошади... А как только дело доходит до настоящего боя, многие бросают это занятие. И еще у женщин реакция чуть замедленнее, чем у мужчин.
- Приходилось как-то читать, что все ваше тело покрыто шрамами от ударов бычьих рогов и немало переломов после падений с лошадей. Это так?
- Я довольно много падала, конечно. И до сих пор это бывает. Но про мои шрамы и прочие травмы - сильное преувеличение, фантазии журналистов. На самом деле у меня всего два раза были сломаны ребра. Это самая частая травма у тореро. Еще у меня был удар рогом в ногу. А самая моя курьезная травма, когда однажды на тренировке бык отдавил мне одно ухо. Почти полгода после этого я плохо слышала.
- Зачем вам все это?
- Мне нравится весь этот процесс. У меня обостренное чувство справедливости, а коррида, если рассуждать философски, - это борьба со злом. С древних времен бык является воплощением зла, дьявола. Для меня важно его победить. Ощутить триумф, успех.
- Для вас это работа или большая страсть?
- Это образ жизни, который включает в себя и работу, и страсть.
- И ничем другим больше не увлекаетесь?
- Я очень люблю конную охоту на кабанов, лис, оленей. Но на нее просто нет времени.
Без измен, как без допинга
Сражаться с быком женщинам запрещали только в XX веке. В католической Испании женщины выходили на арену даже двести лет назад. Знаменитая матадорша конца XVIII столетия Пахуэлера сражалась на аренах Мадрида. А коррида 27 января 1839 года вошла в историю как чисто женская: все участники - пикадоры, бандерильеро и матадор - были молодыми женщинами. (Матадор - главный герой пешей корриды.)
- Лида, вы действительно считаете, что брак и коррида несовместимы?
- Ну нет, не все так категорично. Я считаю, что все зависит от характера человека. Это для меня брак и коррида несовместимы. Правда, бывают мысли: не родить ли мне второго ребенка? Но я хочу только мальчика. Когда у меня родилась девочка, я сначала очень расстроилась.
- Некоторые мужчины любят таких, как вы: отважных и неукротимых. У вас много поклонников?
- Жизнь тореадора протекает очень замкнуто...
- Но должна же быть личная жизнь!
- Личная жизнь есть и протекает очень бурно. Поклонников немало.
- В мире тореадоров случаются "служебные" романы?
- Это практически невозможно из-за того, что многое строится на подчинении, из-за сильной конкуренции среди тореадоров. И там нет разницы между полами. В то же время тореадоры, как и любые артисты, люди страстные. Они не могут без измен и любви, это для них как допинг. У некоторых из них может быть прекрасная семья с тремя детьми, но они обязательно будут любить кого-то еще на стороне.
В режиме риска
Противники того, чтобы корриду увидели российские люди, утверждают, что здесь ее не примут и не поймут в силу "особой" ментальности, что для наших чувствительных и ранимых душ будет губительным увидеть страшные бои с быками. Но они не знают (или не хотят знать), что в португальской корриде для безопасности многое предусмотрено. В шоу, которое должно пройти в Москве, у быков на рогах будут специальные насадки, поэтому ни человек, ни лошадь от них не может пострадать. Сами быки тоже вне опасности: на их шеях будут одеты резиновые попоны. Ну а удары копытами или столкновения просто неизбежны. Ведь это спектакль-бой, красивый и всегда неповторимый.
- Наверное, по незнанию пока еще, русские люди пойдут на корриду, как в цирк...
- Самое обидное для корриды - сказать, что это цирк. Цирк - это веселое зрелище. А коррида - это драма в трех действиях, где роли распределены заранее, но исход неизвестен. Это дуэль. Португальская профессиональная коррида - это еще и конный балет, танец, который лошадь, управляемая человеком, исполняет перед быком, прежде чем его победить.
- Бык выходит на арену в первый и последний раз. Куда его потом?
- Это особая, боевая порода. Такой бык не может оказаться на арене дважды, потому что после первого выступления он запомнит, как себя вели тореро и лошадь, и при повторе будет для них очень опасным врагом. Насчет "куда": если он представляет интерес как производитель, то его отправляют на племзавод. А если нет, то на пастбище к другому скоту, чтобы набирал вес.
- Что вообще коррида для тореадоров: лишняя порция адреналина или, напротив, умиротворения?
- Это отдельное измерение, необычный мир. И хоть принято считать, что у тех, кто этим занимается, мало интеллекта, на самом деле это не так. Те, кто приходит в мир корриды, уходит из него только, когда придет их время уходить. Вы поймите, если ты живешь в атмосфере постоянного риска, жизнь вне его тебе кажется пресной...
- Но (на взгляд дилетанта) это не может не сказаться на нервной системе.
- Нет, тореадоры - люди уравновешенные. Хладнокровие необходимо для правильного построения боя. Если все верно и трезво просчитано, тогда и риск невелик. Это только со стороны кажется, что все спонтанно и рискованно. Но подсознательно страх все равно накапливается и когда-нибудь бурно выплескивается наружу. Вот тогда тореро уходит из корриды.
- Легко ли управлять мужчинами-помощниками на арене?
- Сложно. На арене должно быть уважение. Нельзя давать послаблений. Если будет демократия, дело не пойдет. Приходится подчинять. Это трудно, когда ты видишь перед собой ярко выраженный "мачизм" и тебе нужно его сломать. А от слаженности команды помощников во многом зависит успех выступления.
- Вы, наверное, должны любить лихую езду на машине.
- Я так лихо в юности водила машину, что у меня отобрали права. Потом, когда пришлось самой перевозить огромные фургоны с лошадьми, стала осторожнее.
- Вы ведете здоровый образ жизни?
- Иногда курю, когда волнуюсь. Алкоголь, кокаин не употребляю, клей "Момент" не нюхаю.
- Что дальше? Ведь вы не можете вечно заниматься корридой.
- Мне 34 года, я могу рассчитывать еще на 7-10 лет. А потом можно заниматься лошадьми. Не исключено, что открою школу латинской выездки.
- Здесь, в России?
- Да, я хочу здесь жить.
Арина Шарапова, телеведущая:
- Коррида - это безумно красиво и очень жестоко. Бескровная коррида - это просто очень красиво.
Генрих Боровик, публицист:
- Когда у Хемингуэя спросили, собирается ли он посетить Советский Союз, тот ответил, что сделает это тогда, когда там появится коррида. Жаль, что этого не случилось 40 лет назад. Я вообще не отношу себя к поклонникам корриды, но португальская коррида, где быка не убивают, - это очень яркое спортивное зрелище.
Борис Акунин, писатель:
- Испанская коррида вызывает у меня отвращение, а про португальскую я практически ничего не знаю. В любом случае я не люблю, когда все против одного, даже если этот один - бык рогатый.
Амалия Гольданская (Мордвинова), актриса:
- По-моему, если коррида в Москве будет бескровной, можно только порадоваться за тех, кто ее устраивает, и за тех, кто будет на это смотреть.
Дмитрий Харатьян, актер:
- Португальскую корриду посмотреть, безусловно, стоит. Это совсем не то, что жестокая испанская коррида. Всегда интересно узнать что-то новое и познакомиться с культурой другой страны, не выезжая из своего города.