ПЯТИЛЕТНЯЯ Маша, по мнению родителей, была глубоко психически больна, так как считала себя кошкой. Она мурлыкала, ходила дома на четвереньках, терлась о ноги родителей и вылизывала руки языком, вместо того чтобы мыть их "нормальным, человеческим" образом. Маша оказалась смышленой девочкой с хитренькими глазками. Она поддерживала вполне зрелый разговор, отвечала на вопросы тестов и охотно рисовала все, что ее просили.
Наслышанные о страшных психических болезнях родители принимают за дефект вполне невинную игру. Действительно, в психиатрии раздвоение личности у шизофреников - дело вполне будничное, но никоим образом не имеющее отношения к маленьким детям. Ребенок, в отличие от психбольного взрослого, прекрасно знает, что он не кошка, не мишка, не собачка. Это лишь способ включить слишком серьезных родителей в игру, навязать им свои правила. Такое поведение очень популярно среди демонстративных девочек, которые любят всегда быть в центре внимания. Иногда такая игра-перевоплощение свидетельствует об актерских способностях ребенка, иногда это протест против слишком большого числа ограничений: что нельзя девочке, то естественно для кошечки.
Как надо реагировать на такие игры? Включаться, подыгрывая персонажу. В противном случае такой спектакль может стать настоящей "доводиловкой" для родителей. Чем больше вы призываете ребенка к реальности, тем навязчивее становится его перевоплощение. Примерно это и происходило в семье Мурки-Маши.
Однако вы должны оставить за собой право на реальность. Скажем, вне игры никогда не называйте ребенка вымышленным именем: "Маша, иди обедать!" - игра закончена. А впрочем, не все ли вам равно, кто съест с аппетитом котлету с картошкой - кошка Мурка или дочка Маша?