В Международный день свободных женщин грех было бы не обратиться к самым истокам. Нет! Не к Кларе Цеткин и Розе Люксембург, а к еще более глубокой древности - к самым первым феминисткам нашего грешного мира, к амазонкам.
Чтобы не быть банальными и не цитировать вам фрагменты школьной программы, мы решили вновь отправиться за информацией к создателю "альтернативной истории" Анатолию ФОМЕНКО. Он утверждает, что мифическая Страна Амазонок в реальности существовала... На славянских землях!
Царицы Золотой Орды
- АМАЗОНКИ обычно считаются туманными героинями "древнегреческих" мифов. Женщины-воительницы сражались с мифическим "античным" Гераклом, храбро бились в Троянской войне. С другой стороны, об амазонках как о реально существующих людях рассказывает, например, наша известная летопись "Повесть временных лет". Конные отряды женщин-воительниц действительно существовали на Руси. Известно, например, что конные отряды женщин сопровождали выезды золотоордынских цариц. Этот факт отмечал и известный историк И. Е. Забелин.
Поразительно, что конвой амазонок просуществовал при дворе московских царей даже до начала XVII века! О нем сохранились сведения в записках иностранных путешественников. И. Е. Забелин сообщает, например, такой факт: в 1602 г. в Москву приезжал принц датский Иоанн, жених царевны Ксении Борисовны. Описатель его путешествия рассказывает о царском выезде царя Бориса, а также его жены и дочери Ксении следующее: "Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистьми, спадающими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24".
Приведя это описание, И. Е. Забелин не может удержаться от очевидного сравнения: "Церемониальный отряд конных женщин, своего рода амазонок, наводит на предположение, не заимствован ли такой обычай царицына выезда у давних цариц Золотой Орды".
- Тогда давайте уточним, что такое "Золотая Орда"?
- Тот факт, что обычаи московского двора "заимствованы" в Золотой Орде, - известен. В то же время с точки зрения традиционного взгляда на русскую историю это очень странно. Зачем было русским великим князьям заимствовать обычаи у кочевников, стоящих, как нас уверяют, на гораздо более низком уровне культурного развития, чем завоеванная ими Русь? Да и откуда у этих дикарей, выходцев из пыльных степей Монголии, такие сложные церемонии? Ведь они якобы не имели даже своей письменности!
Наше объяснение простое. Русские великие князья ни у каких дикарей свои обычаи не заимствовали. Просто Золотая Орда - это русское государство XIV-XV веков со столицей в Костроме или Ярославле (Великом Новгороде). Наследницей этого государства была Московская Русь XVI века. Естественно, что московские и золотоордынские обычаи совпадали.
- А как насчет "Страны Амазонок", где правили женщины?
- Страна Амазонок находилась на Руси. Именно так она названа на роскошной карте Карла V и Фердинанда, относимой к XVI веку. Оказывается, Амазония была расположена между Волгой и Доном, в районе Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока. Эта страна именуется на карте Карла V "AMAXONYM". Как мы знаем, здесь были исконно казацкие, то есть татарские, земли.
Амазонки-казачки "засветились" на многих страницах античной литературы. Историк А. П. Смирнов пишет так: "Амазонки вошли в античную литературу и изобразительное искусство. Амазонки были излюбленным мотивом на греческих расписных вазах. Их изображали на коне с копьем, сражающимися с греками... Археологам известно, что у скифов были вооруженные женщины. И у аланов в Средние века. Однако число женских погребений с оружием у сарматов больше, чем у скифов, и достигает 20% от общего числа могил с оружием".
Из славян - в греки
- ОДНАКО откуда взялись и почему так прижились именно греческие мифы об амазонках?
- Известный историк Мавро Орбини, живший в XVI-XVII веках, поместил в свою книгу даже целую главу под интересным названием: "Об амазонках - славных воинах славянских". Он отводит амазонкам довольно много места. И начинает свой рассказ так: "К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жен сего народа. А более всего - АМАЗОН, которые были женами сарматов славян; жилища их были при реке Волге... Некоторые писатели сказуют, что оные (то есть амазонки. - А. Ф.) были жены готам, и в купности с мужьями своими бивалися в платье мужеском против Аврелиана Цесаря".
"Но, - продолжает Орбини, - или готяныни, или сарматыняни, были всегда от народа славянского... Амазоняны обошли потом всю Асию меньшую (то есть Малую Азию. - А. Ф.), под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Персиду... Состроили два града славных, Смирну и Ефес... Цари же Греческие устрашившеся силы амазонския, послали против их Ираклия (то есть Геракла. - А. Ф.), славнейшего Воеводу оных времен. Потом же пришли Амазоняны в помощь Трояном противо Греков (то есть участвовали в Троянской войне. - А. Ф.), под правительством Пантезилеи, и пребывали тверды в державстве своем даже до времен Александра Великого".
Орбини продолжает: "Кинана Махедоняныня, тако же Славяныня, и сестра Александра Великого... водила воинство, билась с неприятелями, и убила своею рукою Карию, Царицу Иллирическую".
Эти события XIV-XVI веков (по нашей реконструкции), вероятно, и отразились потом в знакомых нам со школы "древнегреческих" мифах, составленных в действительности в Греции XV-XVII веков.
- А как насчет странных мужененавистнических обычаев дев-воительниц?
- Эти сведения неожиданно находят свое подтверждение и в скандинавской географической традиции. Скандинавский автор говорит: "В Великой Свитьод (так часто называли раньше Русь. - А. Ф.) есть албаны... Там есть земля, которая называется Кванналанд. Эти женщины живут рядом с албанами и ведут между собой такие же войны, как мужчины в других местах, и женщины там не менее умны и сильны, чем мужчины в других местах".
Известный средневековый путешественник Марко Поло рассказывает об амазонках при описании страны Скотры (SCOTRA), то есть, вероятно, Скифии - Скотии. Марко Поло пишет о существовании в тех местах двух "островов" - то есть, вероятно, "азиатских государств" - мужского и женского. Мужья живут на одном "острове", а жены - на другом. И встречаются только три месяца в году - с марта по май.
Любопытно, что буквально в тех же выражениях амазонки описаны и в русской "Повести временных лет". Причем даже названы почти так же, как у Марко Поло: мазоняне или мазовняне. Процитируем это место: "И мазовняне же мужа не имут... но единою летом к вешним днем оземьствени будут, и сочтаются со окрестных... Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въспитаютъ".
Историк Е. А. Мельникова справедливо указывает: "Здесь автор трактата, бесспорно, имеет в виду мифическую страну амазонок в Азии". Но отчего же мифическую? Амазонками именовали, скорее всего, русских казачек.
Античные казачки
- Е. А. МЕЛЬНИКОВА сообщает также: "В соответствии с западноевропейской традицией, основанной на сведениях античных географов, амазонки помещены в Азии, в области, расположенной к северу от Индии между Бактрией и Албанией (Кавказской)".
Наша гипотеза такова: амазонки - казачки жили на территории Великой "Монгольской" Империи с метрополией на Руси.
- Так почему их во всем мире знают именно как амазонок, а не как казачек?
- У многих народов распространены свидетельства о стране женщин - стране амазонок. Кстати, не связано ли само слово "амазонки" с английским amazing - "замечательный"? Тогда "амазонки" окажется внешним, то есть иностранным названием русских казачек.
Наконец, приведем интереснейшее название одной из глав средневековой "Хроники всего света" Марцина Бельского, опубликованной якобы в 1551 году. Глава эта называется очень откровенно: "Об амазонских женщинах, татарских женах"! Таким образом, в XVI-XVII веках амазонками называли просто татарских жен. А кто такие татары? Согласно нашей гипотезе, в эпоху XIV-XVI веков - это казаки. Следовательно, амазонками называли казацких жен, то есть казачек. Казачки всегда славились как великолепные наездницы, активные в общественной жизни казацких общин. Иногда воевали наравне с мужчинами.
В заключение повторим, что средневековые скандинавы и "античные" авторы, то есть, по-видимому, западные европейцы XIV-XVI веков, помещали Страну Амазонок в Скифию.