ОСТАВИМ банальности типа "свет слева, ручки справа, крышка стола упирается в нижние ребра". Все это вы наверняка помните с тех времен, когда сами были первоклассниками.
Подумайте лучше о гениальности или ненормальности своего ребенка - и в зависимости от этого оборудуйте его рабочее место. Вот что посоветовали нам специалисты Института психологии РАН:
Как бы ни был талантлив и прилежен ваш отпрыск, позаботьтесь о том, чтобы при подготовке уроков он сидел спиной к игровому уголку: во-первых, он не должен отвлекаться от занятий, случайно наткнувшись взглядом на любимую игрушку; во-вторых, на начальном этапе будет легче контролировать, чем занимается малыш, если он не успевает при вашем приближении прыгнуть от ящика с игрушками за письменный стол.
По тем же соображениям не следует ставить стол прямо перед окном. С точки зрения освещения это, конечно, идеальная позиция, но учтите, что 6-7- и даже 12-летний человек еще не умеет самостоятельно концентрировать внимание - и созерцание пейзажа за окном будет очень отвлекать ученика от уроков.
Приучите ребенка поддерживать мало-мальский порядок на столе. Если в дальнейшем вы заметите, что и на столе, и в ящиках каждая бумажка "знает свое место", значит, малыш скорее всего тяготеет к рациональным поступкам и точным наукам, возможно, в нем есть исследовательская жилка; если же стол постоянно пребывает в "творческом беспорядке" - весьма вероятно, перед вами творческая личность.
В первом случае следует подумать о приобретении (хотя бы в перспективе) стола с большим количеством ящиков или купить настольные лотки для бумаг и прибить навесные полочки над столом - чтобы ребенок имел возможность все упорядочить и разложить по ячейкам: со временем эта пунктуальность будет распространяться не только на его бумаги, но и на его знания, столь же четко разложенные в "ячейках мозга".
Во втором случае потребуется просто большой стол: чтобы можно было рисовать, чертить или записывать только что сочиненные стихи, просто отодвинув в сторону тетрадку. Если вашему маленькому гению придется отбегать к шкафу за запасным листочком или вспоминать, в какой ящик сунуть учебник по математике, он растеряет все мысли.
Рабочее место "рационалиста" оборудуйте предметами, провоцирующими исследования: лампой с регулятором интенсивности света, географическими картами; в рамочках над столом можете повесить красиво оформленные математические формулы (типа a+b=b+a) или устойчивые буквосочетания (жи, ши, ча, ща) - чем чаще попадаются на глаза, тем легче усваиваются.
Творческому ребенку нужны предметы, стимулирующие его творческие способности и изобретательность: лампа на вращающемся многоколенчатом штативе - чтобы он мог самостоятельно моделировать ее силуэт и выбирать направление света; фиксирующая прозрачная подставка для цветных карандашей - чтобы можно было составлять цвета в "красивом" порядке... И вообще как можно больше предметов, для которых он сам мог бы придумать полезные функции.