Давно известно, что начальство не любит вялых и безынициативных работников, которые выполняют свои обязанности из-под палки, и ценят тех, кто брызжет новыми идеями и пытается улучшить работу фирмы. Большинству стремительных карьерных взлетов предшествуют нестандартные проекты и свежие идеи. Поэтому, если хотите продвинуться по служебной лестнице, нужно время от времени проявлять инициативу, а не сидеть в углу, выполняя лишь свои непосредственные обязанности.
Но и здесь есть оборотная сторона, и иногда проявленная инициатива оборачивается не в вашу пользу.
В нужном месте в нужное время
КОГДА Ольга пришла работать в турфирму, в ее обязанности входило отвечать на телефонные звонки клиентов. Безусловно, масса времени тратилась на бесполезные разговоры - многие клиенты подолгу не могли определиться с направлением, отелем и рейсом. Решив не тратить время на устные объяснения, Ольга попросту отправляла всех звонивших на интернетовский сайт компании, где была информация о ценах и отелях, и просила перезвонить позже, когда клиент разберется со своими предпочтениями. В итоге число туриcтов значительно сократилось, а шеф, узнав о новом методе работы, в тот же день предложил Ольге написать заявление об уходе.
К сожалению, инициатива уместна далеко не везде и не всегда. Например, существуют работы, на которых требуется четкое выполнение повседневных, не подлежащих изменению процедур (делопроизводство, бухгалтерия, деятельность оператора и т. д.). И если вы вдруг попытаетесь поменять давным-давно устоявшийся порядок, ни к чему хорошему это не приведет. А потому, если ваша творческая натура не может смириться с повседневной рутиной, лучше сменить место работы, а не начинать экспериментировать без нужды.
Шеф всегда прав
НАТАЛЬЯ была уверена, что некоторые изменения в работе отдела пойдут на пользу фирме. Правда, говорить об этом своему непосредственному начальнику Наталья не стала - руководитель их отдела был на редкость консервативным типом, и разговор с ним она считала бесполезной тратой времени. Расписав все свои предложения на бумаге, Наталья отправилась прямиком к большому боссу. Ее идеи нашли отклик в суровом сердце главы компании, но претворять их в жизнь он поручил вовсе не Наталье, а ее непосредственному начальнику. А тот, благополучно отложив задание высшего руководства в долгий ящик, начал целенаправленно изводить виновницу своего беспокойства. В итоге через два месяца Наталье пришлось искать другую работу.
Ни один начальник не любит подчиненных, которые обращаются к высшему руководству через его голову. И уж тем более никому не понравится, когда его сотрудник становится "источником" дополнительной работы. А раз так, высказывая свои идеи, нужно быть готовым к определенному риску, который иногда вознаграждается повышением в должности, премией и другими благами, а иногда, напротив, ведет к потере рабочего места. И уж в любом случае суровый кодекс корпоративной этики предписывает сначала поговорить со своим непосредственным начальником, а уж потом записываться на прием к директору компании.
Не уверен - не обгоняй
ПОСЛЕ удачного выступления на совещании, касающемся работы отдела, Ирину сделали его начальником. Естественно, новая должность прибавила работы, к тому же новоиспеченному руководителю не всегда хватало знаний и навыков и даже рутинные обязанности на первых порах отнимали массу времени.
Через некоторое время Ирина заметила, что бывшие коллеги вовсе не собираются проявлять должное рвение, а то и откровенно саботируют работу отдела, не забывая при этом жаловаться на некомпетентность их нового руководителя. Начальство прислушалось к жалобам коллектива, и через некоторое время Ирину вернули на прежнее место.
После того как вы резко станете начальником своих бывших коллег, будьте готовы к тому, что к вам начнут относиться как к наглой выскочке, особенно если вы справляетесь со своими обязанностями не совсем идеально. Кроме того, если нововведения, которые последовали за вашими предложеними, добавят работы вашим подчиненным, они сочтут вас чуть ли не предателем.
Чтобы отношения с подчиненными сложились более удачно, не выпячивайте свое новое положение в фирме и постоянно демонстрируйте, что готовы работать не только наравне со всеми, но даже больше.