Ещё вчера вы были рядовым сотрудником и с удовольствием обсуждали босса в курилке, а сегодня вас назначили на его место. Для того чтобы почувствовать себя руководителем, совершенно не важно, сколько человек находится у вас в подчинении - два или тридцать. Но даже если вам поручили управлять всего несколькими сотрудниками, это не застрахует вас от ошибок, которые склонны совершить многие начинающие администраторы.
Босс за всё в ответе
МАШЕ удалось довольно быстро зарекомендовать себя как грамотного бухгалтера, исполнительного сотрудника и приятного в общении человека. Её ценило начальство, квартальные и годовые премии никогда не обходили Марию стороной, коллеги с удовольствием делились с ней семейными радостями и неурядицами, а сотрудники соседнего отдела частенько приглашали Машу на совместные чаепития.
Когда в небольшой фирме, где трудилась Маша, освободилось место главного бухгалтера, директор, ничуть не сомневаясь, предложил Маше занять эту должность, и у Маши в подчинении сразу же оказалось четыре человека. Подчинённые были очень довольны - им не хотелось, чтобы ими руководил человек со стороны, а Машу они знали не только как хорошего специалиста, но и как милую, отзывчивую девушку, способную войти в любое положение. Машины неприятности начались уже через неделю после вступления в должность. Две сотрудницы одновременно попросились в отпуск. Отказать им Маша не смогла - у одной уже были куплены путёвки, а другой требовалось навестить тётю в соседнем городе. Оставшиеся подчинённые почему-то не торопились взять на себя обязанности отсутствующих коллег и ровно в шесть вечера покидали офис. В итоге Маша выполняла всю работу сама. Днём она занималась текущими делами, а вечера проводила за чтением новых законов и постановлений. За две недели она превратилась в замученное существо с тёмными кругами под глазами и зеленоватым цветом лица. Впрочем, когда Машины подопечные вернулись из отпусков, ситуация не изменилась. Сотрудникам постоянно требовалось уйти с работы пораньше или взять отгул, а когда они присутствовали в офисе, их основным занятием стали походы в курилку и обмен свежими анекдотами. О работе же не вспоминал никто, кроме Маши. Через три месяца Мария поняла, что не в состоянии работать в таком режиме, и, уверенная в том, что не справилась с новыми обязанностями, написала заявление об уходе.
Машина ситуация - не редкость. Часто начинающие руководители стремятся взвалить на себя всю работу. Кто-то слишком рассчитывает на сознательность подчинённых и считает, что рано или поздно они возьмутся за дело, а кто-то просто уверен, что сделает работу лучше, чем любой из сотрудников.
Понятно, что постоянно работать "за себя и за того парня" невозможно, поэтому главное, чему должен научиться новоиспечённый начальник, - делегировать полномочия.
Не стесняйтесь распределять все текущие дела среди ваших подчинённых, в конце концов именно за выполнение этих повседневных обязанностей они получают зарплату. В ваши же обязанности входит лишь осуществление общего руководства и контроль за тем, чтобы всё было сделано в срок. Даже если ваши сотрудники совершают ошибку - это не повод для того, чтобы переделывать отчёт самой. Достаточно отдать его на доработку тому, кто допустил небрежности.
Командир всегда прав
ВЕРОНИКА Сергеевна проработала в фирме дольше всех и считалась самой опытной сотрудницей, поэтому на освободившуюся должность начальника отдела назначили именно её. Обстановка в отделе изменилась сразу же после того, как Вероника Сергеевна заняла вверенный ей пост. Она заставляла подчинённых держать её в курсе всех дел, включая телефонные звонки и электронную переписку, за трёхминутное опоздание сотрудников распекала перед всем коллективом, а когда кто-то пытался высказать свой взгляд на ту или иную проблему, Вероника Сергеевна давала понять, что её не интересует ни одно мнение, кроме собственного. В результате через полгода в отделе не осталось ни одного мало-мальски грамотного сотрудника. Все, кто мог найти работу в другом месте, уволились, остались лишь те, кто умел говорить комплименты новой руководительнице. Через восемь месяцев Веронику Сергеевну вернули на прежнюю должность, а руководство отделом поручили другому человеку.
Начинающие руководители часто впадают в крайность и пытаются заслужить уважение подчинённых при помощи одних диктаторских замашек. Такая тактика редко приносит успех, поэтому, если подчинённые скептически относятся к вашему организаторскому таланту, стоит обратить внимание в первую очередь на себя. Возможно, вам не хватает каких-то знаний. Не стоит скрывать это, устраивая разгоны тем, кто пытается высказать своё мнение. В конце концов никто не считает, что директор фирмы должен знать законы лучше юриста и уметь собственноручно составлять бухгалтерские отчёты. А раз так - не грех иногда советоваться с подчинёнными и привлекать консультантов со стороны.
Не стоит и контролировать каждый шаг своих подчинённых. Для того чтобы хорошо выполнять своё дело, им необходима некоторая свобода действий. Это только приучит их к ответственности за свою работу. В то время как тотальный контроль превращает подчинённых в безынициативных людей, не способных мыслить творчески.
Ну и, конечно же, ни в коем случае не нужно оскорблять своих сотрудников. Даже если вам необходимо сделать выговор кому-то из них, стоит делать это наедине, избегая при этом обидных высказываний. А вот похвалить кого-то из работников лучше на глазах у всего отдела - человеку будет приятно, что его заслуги признают перед всеми.
Интересно
Если раньше считалось, что женщина по определению не может быть хорошим руководителем, то теперь общественное мнение изменилось. Согласно исследованиям социологов, 58% женщин и 53% мужчин считают, что и женщины и мужчины на руководящих постах в равной степени обладают решительностью. Только 16% мужчин говорят, что женщина-начальник их бы раздражала. 55% мужчин и 59% женщин утверждают, что уважение к начальнику со стороны подчинённых никак не зависит от пола начальника.