Кто-то верит в настоящую любовь, одну на всю жизнь, кто-то считает ее мифом. У Джульетты Мазины были все основания для того, чтобы ждать и искать искреннее, романтическое чувство.
Встреча
БРАК ее родителей был самым явным и неопровержимым доказательством существования настоящей любви. Отец Джульетты, блестящий виолончелист, ради возлюбленной отказался от музыки, самой большой своей страсти. Родители девушки поставили условие: молодые смогут обвенчаться лишь в том случае, если юноша сменит свою сомнительную профессию на что-нибудь более респектабельное и надежное. В итоге музыкант от Бога всю свою жизнь прозябал в должности кассира на заводе минеральных удобрений. Но ни разу не пожалел о своем решении, в споре между любовью и призванием победила любовь.
Пример родителей оказался заразительным. Джульетта ждала человека, которому со всей страстью и пылкостью смогла бы посвятить свою жизнь. Человека неординарного и особенного. Именно таким и оказался начинающий режиссер, молодой и никому еще не известный Федерико Феллини.
Он был отчаянный фантазер. Убогая серая действительность представлялась ему всего лишь декорацией, за которой скрывается истинная жизнь. Он всеми силами боролся с реальностью, пытаясь переделать ее на свой вкус. Еще в детстве он начал сочинять про себя небылицы: начитанный мальчик, увлеченный литературой, рассказывал всем, что за всю свою жизнь прочитал всего три книги, лучший ученик в классе бравировал своими вымышленными вечно неудовлетворительными отметками. Позже он с увлечением рассказывал о том, как страдал в католическом колледже, где злые монахи-воспитатели якобы били его палками и ставили голыми коленями на горох. Как-то в детстве бабушка рассказала ему сказку про Царевну-лягушку, только главной героиней в ее интерпретации стала курица. После этого рассказа мальчик, поев супа с курицей, слег с болью в животе. Когда обеспокоенная мама решила узнать, в чем дело, маленький Федерико, смущаясь, ответил: "А вдруг курица превратится в принцессу у меня в животе?!" Этот страх остался с Феллини на всю жизнь. Неудивительно, что этот странный молодой человек, так непохожий на окружающих, покорил сердце чувствительной Джульетты.
Они познакомились в 1943 году, Феллини было 23, Джульетта была моложе его на 2 года. Он работал репортером и карикатуристом, а в свободное время писал пьесы для радиосериалов. Мазина, начинающая актриса, получила главную роль в одном из них. Когда Феллини услышал ее голос, он потерял голову. Какой может быть женщина, говорящая на языке русалок? В ней страсть и ранимость, чувственность и невинность сочетаются и существуют в гармонии, чаруя и околдовывая всех, кто ее слышит. Федерико был уверен, что Джульетта - женщина его мечты. А мечтал Феллини о пышнотелых, грудастых блондинках. Каково же было его разочарование, когда он увидел Мазину воочию! Тоненькая, изящная брюнетка с огромными мерцающими карими глазами. Бесспорно, красивая, но совершенно не во вкусе Федерико. И тем не менее они очень быстро сошлись и поженились уже через несколько месяцев после знакомства.
Друзья Феллини недоумевали. Чем смогла привлечь столь хрупкая девушка любителя огромных прелестей? Ответ был прост: Джульетта понимала Феллини как никто другой. Она не только выслушивала его бесконечные фантазии, она делала их реальностью. Именно это было нужно Феллини. Друг семьи композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико окликнул жену: "Помнишь, Джульетта, когда мы были в Австралии..." Все сидящие за столом прекрасно знали, что ни Федерико, ни Мазина никогда не были в Австралии. Но Мазина лишь улыбнулась и кивнула: "Да, милый, там были чудесные артишоки".
Счастливая жизнь?
"ЗАМУЖЕСТВО для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала. Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня - нет. Не думаю, что мог бы найти жену лучше" - так позже Феллини оценил прожитую жизнь в своих мемуарах. И это соответствовало правде.
Джульетта мечтала стать матерью. Ее радости не было предела, когда вскоре после свадьбы она забеременела. Трагедия случилась внезапно: Джульетта упала с лестницы и потеряла ребенка. Она очень переживала из-за выкидыша. Исцелить ее боль мог только другой ребенок, и его надо было поскорее завести. Они не планировали беременность специально, но, когда Джульетта забеременела во второй раз, они оба решили, что проблемам конец и счастье совсем близко. В их жизнь вошел кто-то третий, еще не родившийся, но уже такой реальный и любимый. Они заранее придумали ребенку имя - Федерико, на этом настояла Джульетта. Любимый сын в честь любимого мужа. Роды прошли удачно, но малыш умер, прожив всего две недели. Врачи вынесли Мазине страшный приговор: больше никогда она не сможет иметь детей. Погибший ребенок связал Джульетту и Федерико еще сильнее. "Общая трагедия, особенно пережитая в молодости, устанавливает между людьми прочную связь. Если бездетная пара не распадается, это означает, что связь действительно прочна. У супругов есть только они сами", - вспоминал Феллини.
Позже, когда душевная рана перестала болеть так сильно, Феллини предложил жене усыновить ребенка. Но Джульетта отказалась. Она была не готова, у нее уже был ребенок - великий маэстро, чьим капризам она потакала, ради которого она шла на любые жертвы и кому она отдала всю любовь и привязанность, которой не смогла согреть погибшего сына. Феллини прославил Джульетту, дав ей роли в своих лучших фильмах. Это верно, но не менее правдиво и утверждение, что Джульетта Мазина - женщина, которая сделала Федерико Феллини. Она прилагала максимум усилий для того, чтобы талант любимого был реализован и нашел признание. Она устраивала званые обеды для режиссеров и людей, которые были полезны Феллини, именно она настояла на том, чтобы маэстро снял свой первый фильм, и помогла найти средства, обхаживала его коллег, утверждала актеров, выбирала натуру.
А Феллини заказывал свои знаменитые красные шарфы у дорогих портных и совершенно не замечал, что у Мазины, в отличие от прочих кинозвезд, нет ни шикарных нарядов, ни драгоценностей. Мазина мечтала о загородном доме, но по прихоти Феллини они обосновались в самом центре Рима. Джульетта не упрекала мужа, не расстраивалась, лишь молча улыбалась. Ради Феллини она была готова на все. Он стал смыслом ее жизни.
Другая женщина
СМЫСЛ жизни Джульетты Мазины исчез осенью 1993 года. День, когда хоронили Федерико Феллини, стал днем национального траура для всей Италии. В Риме было остановлено движение, телевидение и радиостанции прекратили свою работу. Со всех концов страны в столицу начали стекаться люди, для того чтобы многотысячной толпой проводить великого маэстро в его последний путь. Джульетта Мазина перестала общаться с друзьями, почти не разговаривала. Монотонное повторение одной и той же фразы - единственное, что можно было услышать от актрисы: "Без Федерико меня нет..."
Беда не приходит одна, и за первым ударом немедленно последовал второй. Сразу после смерти режиссера в прессе появились скандальные публикации. Их героиня, некая Анна Джованни, заявляла, что долгое время была гражданской женой маэстро. Мазина не могла поверить своим глазам - полная, стареющая отечная дама смеет утверждать, что Федерико любил ее не меньше, а может, даже больше, чем саму Джульетту!
Феллини любил женщин и был уверен, что мужчина "не моногамное животное", и хранить верность одной-единственной он был просто не в состоянии. Он изменял Джульетте и не только никогда не скрывал этого, но и сам рассказывал жене о своих интрижках. Для Федерико это было не больше, чем утеха плоти, мимолетное сексуальное влечение. Любил же и ценил он одну Джульетту. А она свято верила в это на протяжении всей своей жизни. И вдруг в одночасье самая главная истина в ее жизни ставится под сомнение чужой, вульгарной женщиной! Это был страшный удар.
Анна Джованни рассказывала в своих многочисленных интервью, что познакомилась с Феллини за чашкой кофе. Глядя на пышную блондинку в вызывающем алом платье, жадно поглощающую кремовые пирожные, маэстро не мог пройти мимо. Воистину он встретил женщину своей мечты. Тогда он сказал Анне: "Меня всегда возбуждало это великолепное зрелище: женщина, которая ни в чем себе не отказывает и ест с аппетитом. Дама, которая любит поесть, не может не любить секс. Поэтому полные женщины интересуют меня с детства". Так, по словам Джованни, начался их роман. Она говорила, что Феллини не только называл ее своей гражданской женой, но и неоднократно предлагал ей выйти замуж. На что Анна отвечала неизменным отказом. Ей было жаль разрушать счастье... своей любимой актрисы Джульетты Мазины.
Читая всю эту мерзость, Джульетта боялась сойти с ума. Ее маленький мир, доступный только ей и любимому мужу, разрушился. Долгими бессонными ночами она размышляла, мучилась, старалась понять, но так и не смогла поверить в правдивость слов этой женщины. Джульетта Мазина пережила Феллини всего на пять месяцев. Она скончалась от рака, уверенная, что была единственной настоящей любовью великого режиссера...
Смотрите также: