Примерное время чтения: 8 минут
142

Неподъемные "подъемные"

Образование у нас фактически стало платным. Ведь даже отдавая ребенка в "обычную" муниципальную школу, родители уже заранее готовятся к тому, что определенный набор услуг будет стоить определенную сумму денег. И неудивительно, что учительница, говорящая лишь о возвышенном и ни слова об оплате, кажется родителям настоящей находкой. Вот только не спешат они заранее, еще "на берегу" выяснить, действительно ли она такая альтруистка...

Выбирая школу для ребенка, мы искали не столько саму школу, сколько хорошую учительницу. Много лестных отзывов раздавалось в адрес учительницы, назовем ее Марией Ивановной, - к ней-то мы вдвоем с мужем и отправились на "смотрины". На обоих учительница произвела неплохое впечатление. Очень энергичная, деловая. Правда, старше, чем хотелось бы. Но она заверила всех, что не болеет, ходит на лыжах, занимается плаванием и волейболом.

Планов у Марии Ивановны было громадье. Она особенно напирала на "сильную" математику, русский и чтение. Собиралась ввести риторику и английский. На физкультуру и музыку - пригласить лучших в школе предметников. А на рисование - настоящего художника. Кроме того, ее класс будет ставить спектакли, выезжать в музеи, готовить праздничные мероприятия и ходить в походы.

Так что, когда через два месяца нашего ребенка в числе других счастливчиков отобрали в этот класс, мы даже вздохнули с облегчением. Тем более что и дочери учительница понравилась.

...Но вот отзвенел первый звонок. Недели две все шло гладко, а потом пошли сюрпризы. Оказалось, что все "специалисты" - глубоко пенсионного возраста. Учительнице по пению исполнилось 66 лет, а "физкультурница" "побила" все возрастные рекорды - ей было 73 года!

Предстояло еще одно "приятное" открытие. Все чаще жаловалась Мария Ивановна на здоровье. Терзает, мол, гипертония, замучил хронический бронхит, пошаливает печень, побаливает нога.

Один больничный стал следовать за другим. Но заменять некому, а заниматься с первоклашками надо. И время от времени трудовую эстафету принимали растерянные мамы.

Вдруг новость, как гром среди ясного неба: посреди учебного года учительница уезжает в санаторий! Вместо нее учительствовать поставили... логопеда.

Но даже это полбеды. По возвращении с учительницей произошла странная перемена. Она становилась все раздражительнее, резче и даже агрессивнее. В голосе появились начальственные нотки. Обсуждение любого вопроса превращалось в настоящую проблему. Родители недоумевали...

В конце концов она сама стала делать намеки. Подарок на праздник якобы не такой. За спектакли и праздники зарплату, мол, не заплатят. Наконец стало ясно, куда ветер дует. Покумекали родители и решили помимо денег на всякие "школьные нужды" ежемесячно собирать Марьванне "подъемные". Зарплаты у учителей ведь и правда мизерные.

Она оттаяла, но ненадолго. Кто-то понял ее по-своему и стал приплачивать отдельно. Видно, эта сумма сильно превышала общие "подъемные". Из чего учительница сделала правильный для себя вывод, что персональные взносы гораздо выгодней. А чтобы стимулировать недогадливых родителей, "оплаченным" детям предоставила льготы: хорошие оценки за учебу и поведение и даже разрешила пропустить занятия во время ее курортного лечения. Остальным оценки занижались, и отношение было соответствующим.

Недовольство учительницей нарастало. Когда дошло до точки кипения, родители решили, что менять надо всё, то есть саму Марьванну. Но так как школа задыхается от нехватки учителей, ребром встал вопрос: а кто ее заменит? Одним словом, родителям пришлось смириться. А некоторые пришли к более глубокомысленному заключению: "Стоит ли рыпаться? Может, радоваться надо, что учитель пока один. Вот в старших классах их станет много..."

Ирина ПЕРФИЛОВА

Мы попросили прокомментировать этот материал людей, так или иначе причастных к школе. Насколько, на их взгляд, типичен для школы случай, описанный выше?

Наталья ГРИШАЕВА, социальный психолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН:

- Да, учительница повела себя крайне нелицеприятно. Но давайте разберемся, почему. Ясно, что работают на старости лет не от хорошей жизни: пенсия жалкая, прожить на нее нельзя. Но и зарплата не лучше. Поэтому я понимаю педагогов, которые хотят получать за свой каторжный труд достойные деньги. И не вижу ничего зазорного в том, чтобы доплачивать учителю, если он того стоит.

Увы, учительница, как человек старой закалки, не смогла напрямую поговорить о деньгах, а вместо этого стала юлить и даже подличать. Но поговорить надо было, нет ничего стыдного в том, чтоб за свой труд просить нормальную плату. Кстати, и среди родителей не нашлось ни одного человека, кто корректно расставил бы все точки над i.

Это лишний раз говорит о том, что все мы мыслим по старинке. По долгу службы я постоянно общаюсь с родителями и не перестаю удивляться, что большинство из них подходит к жизни с прежними мерками. Они считают, что учитель должен давать знания, вести внеклассную работу да еще любить детей всех поголовно. И все за какие-то копейки. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Думаю, избежать таких конфликтов можно одним разумным путем: заранее договориться с учителем о выполняемой им работе и соответствующей за это плате. А по большому счету надо ввести в системе образования легальную дополнительную плату. От этого никуда не деться. В противном случае в школу будут приходить убогие люди с низкой самооценкой.

Ася ШТЕЙН, педагог, филолог:

- Боюсь, что, прочитав это письмо, многие родители лишь горько вздохнут с пониманием: ох, не понаслышке знакомы они с Марьванной. В условиях совершенно недопустимого отношения государства к бюджетникам многие школьные учителя за последние десять лет стали заниматься настоящим рэкетом. "Подарки к праздникам", "подготовка к школе", "занятия с отстающими", "переписывание контрольных" - какими только благовидными предлогами не прикрывают этот гоп-стоп! А доверчивые родители, наслышавшись о "бесплатном сыре в мышеловках", "платном образовании", "конкурсе", выкраивают из небогатого семейного бюджета последние копейки и сами выстраиваются к Марьванне в очередь с очередным подношением: мол, не побрезгуйте! Все это абсолютно незаконно и неприемлемо, с педагогической и этической точки зрения.

Начнем с "подготовки к школе". На мой взгляд, никак иначе, как "относительно законным способом изъятия денег у граждан" это не назовешь. О какой, скажите на милость, "подготовке" нам толкуют, если после нескольких месяцев занятий первоклассников снова засаживают писать палочки и читать по складам, даже если они уже прекрасно это умели делать без всякой "подготовки"?

Ах, здесь готовят к "конкурсному собеседованию"? Что же это за "конкурс" (от двух до шести человек на место) устраивают среди "абитуриентов"? Ведь здесь, кажется, не Центральная музыкальная школа и не училище Большого театра, а школа общеобразовательная.

Ах, способности выявляют? А не интересовалась ли приемная комиссия вашими "способностями" приобрести новые парты? Кстати, если вы действительно горите желанием "помочь школе", убедитесь, что ваш спонсорский взнос взят на баланс и по всем правилам проведен через бухгалтерию.

Теперь о "подарках". Лично я считаю, что любой подарок дороже коробки конфет и букета цветов ставит учителя в неловкое положение, ибо является скрытой формой взятки: мы вам - кофеварку, вы нам - аттестатик. Тем более неприемлемы любые денежные подношения. Но, увы, даже если учитель не подает никаких поводов, родители упорно пытаются ему вручить то сервиз, то тостер.

В школе может существовать официальная плата за дополнительные образовательные услуги или формы спонсорской помощи родителей, но об этом администрация школы должна сообщать родителям при первой встрече. Причем все деньги должны проводиться через банк (вы получаете квитанцию и оплачиваете ее в сберкассе). Кроме того, родители имеют право потребовать у администрации или попечительского совета отчета о том, как расходуются внебюджетные средства. В случае любых нарушений можете смело отправляться с жалобами в департамент образования. Обычно успевающие дети из малообеспеченных семей полностью или частично освобождаются от платы за обучение.

Теперь вернемся к нашей обожаемой Марьванне. Любой малыш приходит в школу с горячим желанием учиться, но нелепые требования Марьванны, запредельные нагрузки, двойная мораль (к тем, кто платит - одно отношение, к неплательщикам - другое) очень скоро гасят в детях жажду знаний, превращают в подлиз и лицемеров одних, в лоботрясов и хулиганов - других. А запуганные родители продолжают смиренно водить своих чад на заклание к марьваннам и лишь смиренно вздыхают, что, мол, непосильными нагрузками теперь никого не удивишь.

Десятилетия советской власти приучили нас бояться начальства. А Марьванна, это мы сами с первого класса помним, - тоже начальство, да еще какое! Только этим я могу объяснить слепую покорность, судя по всему, очень заботливой и неглупой мамы, терпевшей подобное безобразие, ни много ни мало, два года. И пока мы не поймем, что школа существует на наши, отнюдь не маленькие, налоги и что именно мы, родители и налогоплательщики, должны определять, какой ей быть, Марьванна не отправится, наконец, на заслуженный отдых.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно