БУДУЧИ сама когда-то директором школы и постоянно общаясь с коллегами, я многое узнала. Они могут подать на меня в суд, но я не в силах держать в себе эту информацию. Обида за наше образование, учителей, директоров переполняет сердце. Считайте это криком души.
Способов заработать у наших директоров школ множество. Вот некоторые из них.
Во-первых, это "подпольная" аренда помещений. Ну, зачем же будут простаивать спортивный или актовый зал и компьютерные классы. Их и сдают во второй половине дня в аренду частным предпринимателям под различные спортивные секции, танцевальные кружки или курсы по бухучету. Наличка за это идет директору, распределяющему ее по своему усмотрению. Еще существует практика проведения платных дискотек и сдача школьных столовых жителям для банкетов. Проверить, сколько помещений и как часто используют арендаторы, сложно.
Далее идут дополнительные образовательные услуги. Они разрешены Законом "Об образовании". Обычно это подготовка первоклассников к школе, консультации психолога и логопеда, преподавание предметов, которых нет в базисном учебном плане, подготовка в вузы и обучение иностранным языкам.
На пути легального дополнительного образования у школы множество преград в виде кучи циркуляров с подробными правилами оказания этих услуг. Обязательно нужны лицензия и счет в банке, которого у большинства школ нет. Поэтому школьные платные услуги тоже подпольные: деньги за них собирают классные руководители и сдают директору, который распределяет, кому и сколько. Или же они организованы через сеть различных подставных посредников.
Третий способ - сотрудничество школы с вузом. Вроде бы ничего предосудительного: школа поднимает свой статус, вузы готовят себе студентов.
Но все занятия, которые ведут вузовские педагоги со школьниками, платные. Плата довольно высока, порой выше, чем на подготовительных курсах. Так что интерес вузов прежде всего коммерческий. Они зарабатывают деньги прямо в школе, в готовых группах, без поиска клиента, без затрат на рекламу. И за всем этим невидимой тенью стоит директор школы. Он - главный организатор этой работы, он отрабатывает свой процент, который прямо зависит от численности детей в спецклассах. Чем больше их наполняемость, тем выше процент директора.
Другие возможности возникают в конце учебного года, когда сердобольные родители нерадивых учеников начинают обивать пороги директорского кабинета. Их цель понятна, нужен хороший аттестат. Если договоренность достигнута, в аттестате выпускника появляются отметки куда выше, чем в классном журнале.
Плюс еще медали. Школа выбирает подходящую кандидатуру и планомерно, начиная с 10-го класса, "делает" медалиста. Как же, есть возможность поддержать честь школы и подзаработать, получив подарки от благодарных родителей. Учителя-предметники стараются тоже использовать эту ситуацию, предлагая свои репетиторские услуги.
Порой вся школа, забыв об учебном процессе, начинает работать на чью-то медаль. Переписываются классные журналы, если там были помарки или нежелательные оценки. Учителя школы впихиваются в городские медальные комиссии. И не дай Бог, если кто из учителей поставит потенциальному медалисту "неправильную" оценку.
А есть еще и такие "мелочи", как деньги на ремонт, на школьные нужды, родительские взносы. Чтобы записать внучку в первый класс, мне пришлось заплатить 2 тысячи. Но есть школы, где требуют тысячу уже долларов.
А сколько денег уходит на подарки учителям. Да, у них маленькая зарплата. Но на каком основании учительница совершенно спокойно заявляет на родительском собрании, что ее мечта - кожаное пальто или норковая шуба. Мол, что вам слабо подарить? И ведь дарят, хочется же, чтобы к твоему чаду относились с вниманием.
Есть и откровенный криминал вроде продажи аттестатов или подставных лиц в штатном расписании. Но, уверяю вас, это только часть того, что существует в московских школах. Действующие школьные директора рассказали бы намного больше и интереснее, но не расскажут. Надо жить, надо выживать, надо зарабатывать.
А кому письмо?
Прокомментировать письмо мы попросили нашего постоянного автора, тоже директора школы - Александра Коровицына.
В ЭТОМ тексте каждое слово - правда. И одновременно - вранье. Иначе какой бы родитель отдал свое чадо... нет, не в школу, а прямо-таки в какой-то притон воров, взяточников и вымогателей.
Училка-олигарх
А УЧИТЕЛЯ-ТО, оказывается, "богатые буратинки". Еще бы, им ведь на именины класс то на шубку норковую, то на костюмчик замшевый, то на диванчик кожаный сбрасывается. Поди, плохо. Скоро, глядишь, коттеджи начнут дарить. И зачем им вообще зарплата, если они такие подарки по 5-6 раз в год получают.
Только вот в учительских раздевалках я что-то этих норок и кожи не наблюдал. Да и на самих сеятельницах "вечного и разумного" костюмы явно не из бутиков, а, скорее, с окраинных вещевых рынков. Думаете, прибедняются? Вряд ли. Больше комплексуют, потому как дети в классе одеты явно дороже своих воспитателей. Подарки родители, конечно, им дарят, но далеко не всем. И цена сих презентов по большей части рублей за двести-триста переваливает крайне редко. Разве что там, где родительский контингент соответствующий. Тот, который способен отвалить ту самую 1000 у.е. за гарантированное поступление.
Но даже в Москве таких школ не более двух десятков. Номера называть не буду. Сами определите. По вестибюльным мрамору и фонтанам. По евроремонту и двухметровым телевизорам в кабинетах. По охранникам, у которых один галстук дороже праздничного наряда средней руки бизнесмена. От государства на оснащение и ремонт эти школы денег не получают годами. А зачем? Там и так все здорово!
Главный вопрос директора
В ОСНОВНОЙ массе школ родительский контингент "тянет" как раз на те самые две тысячи, которые были заплачены Еленой Сергеевной за прием внучки в первый класс. То есть на пару ведер приличной краски. Дальше директору добывать деньги приходится самостоятельно.
Абсолютно легальный способ только один: обивать пороги руководства с надеждой подсуетиться под какие-то внеплановые деньги, которые надо к тому же очень быстро освоить. Тут, как говорится, кто вперед, тот красный самолет. Кому-то это удается, но их так же мало, как и дополнительных сумм в муниципальных структурах. Но и те можно потратить лишь на ремонт да на оборудование.
Легально можно добиться и доплаты учителям. Для этого нужно получить статус школы с углубленным изучением предмета или экспериментальной площадки. Но потолок у этой надбавки - 15%. На техничек, да и на педагогов, не задействованных в эксперименте, она не распространяется.
Вот и вынуждены директора идти на разные ухищрения, чтобы удержать в школе учителей, доплачивать уборщицам, ремонтировать компьютеры и устанавливать на них современные программы.
Деньги, "надыбанные" "подпольными" способами, явно не оседают в директорских карманах. Проверить это легко. Достаточно подойти к зданию, где проходят окружные директорские совещания, и посчитать, сколько господ руководителей приехало туда на собственном авто.
О чем кричала душа
ВООБЩЕ-ТО все изложенное в письме всем прекрасно известно. Директорам - по должности. Учителям - по нечастым премиям в конвертах, за которые не надо расписываться в ведомости. Управленцам - потому что они сами когда-то были директорами. Все все знают, даже правоохранительные органы. Знают и закрывают глаза. Ведь дети милиционеров и налоговых полицейских тоже учатся в школах. И блюстителям порядка тоже хочется, чтобы их дети ходили в приличную школу с компьютерным классом и чистыми туалетами. И даже они не вмешиваются в директорские вопросы, пока не возникает каких-то совсем уж одиозных случаев.
И встает вопрос. А суть-то в чем? Чего добивается бывшая директриса, а ныне пенсионерка, фактически натравливая на школу родителей? Вот, мол, какие сволочи там сидят: подарки требуют и к детям относятся, как к источнику дополнительного дохода. Чтобы подарков не требовали, репетиторством не подрабатывали? Чтобы дети писали в разбитые унитазы и болели, потому что в классах сифонит из разбитых фрамуг?
Обливать грязью школу легко. А помочь людям, которые воспитывают твоих детей и внуков?..