Школа, конечно, занимает значительную часть жизни ребенка. Но, к счастью, не всю. Остается еще время как-то самовыразиться. Одни дети самовыражаются, гоняя собак по улице, другие - таращатся в экран, поглощенные "стрелялками" и "гонялками". А третьи, самые умные, идут в учреждения дополнительного образования - так теперь решено называть все бывшие дома и дворцы пионеров и всякие студии. Там можно обучиться всему, чему не учат или недостаточно учат в школе: хорошо рисовать, красиво петь, гонять под парусом, писать стихи, вышивать: Практически каждый ребенок, если захочет, может найти себе занятие.
Юннаты учат родителей
Самое большое количество кружков - более тысячи - у Аничкова дворца. До 10 сентября (крайний срок записи в кружки) не иссякает поток родителей и детей, стоящих перед списком кружков в холле дворца. Они выбирают себе занятие по душе (и отчасти по карману).
Среди представленных во Дворце творчества юных направлений почему-то традиционно на первом месте стоит отдел биологии - с него начинается информационный листок. Есть лаборатория ботаники, есть сектор исследования водных экосистем, есть сектор растениеводства - проще спросить, чего нет. Гнездится отдел, естественно, не на Невском - трудно себе представить, как в Аничковом дворце дети растят тыкву. Тыкву они растят - и за кроликами ухаживают, и виноград прививают, и в навозе, извините, копаются - в агроэкологическом комплексе дворца на Орловской улице неподалеку от Смольного.
Большая часть биологических кружков бесплатная. Платными пришлось сделать занятия по английскому языку для юннатов, репетиционный курс по биологии для старшеклассников, а также курсы для взрослых: родители порой начинают завидовать детям и просятся тоже чему-то поучиться. А то у многих есть огород, но нет нужных знаний.
Не менее интересны занятия в детском агробиологическом центре "Петербургская усадьба". Одни здесь изучают агротехнику лекарственных растений, другие выращивают комнатные цветы, третьи занимаются бананами - как раз сейчас они плодоносят. Четвертые передают знания своим собственным родителям. Более тысячи детей находят себе занятия в этом центре, который находится у Поклонной горы.
Первым делом - вертолеты
Уроки труда в школе, как правило, скучны до неприличия, а дома отцам (у кого они есть) обычно некогда, поэтому надо и мальчишкам искать соответствующий кружок. Вот, например, в центре творчества "Семья" на Васильевском работает кружок, где мальчишки под руководством опытного педагога собирают радиоуправляемые вертолеты. Управлять таким вертолетом значительно сложнее, чем самолетом, требуется очень много труда и терпения, чтобы машина перестала вихляться, заваливаться, ронять лопасти и норовить врезаться в ближайшее препятствие. Педагог Александр Михайлов - бывший инженер, которому на Заводе турбинных лопаток годами не платили денег. Вертолетами он занимался всегда - и пришел к детям. Он человек еще довольно молодой, сурово обаятельный, мальчишки за ним бегают - не оторвать.
А вот в Центре технического творчества Московского района, который когда-то был первым заведением такого рода в Советском Союзе, сразу много всяких кружков для технически одаренных детей. Здесь есть авиа- и судомоделисты, компьютерщики всех мастей, радиолюбители, дельтапланеристы, шоферы. Девчонкам тоже кое-что досталось: есть кружки графического дизайна, керамики, художественной обработки кожи. Примерно 1800 детей занимается бесплатно, 300 спартанцев-компьютерщиков платят деньги. И все равно денег не хватает: часть помещений в здании приходится сдавать в аренду. Преподаватели берут по полторы ставки - это ежедневная загрузка, но все равно больше двух с половиной тысяч рублей не дает. Несмотря на общепринятую точку зрения, что в детских кружках сегодня работают только те, кому больше некуда податься (бездарные или пенсионеры), в компьютерных классах охотно работают студенты-старшекурсники.
Тем, кто целенаправленно хочет в море или в вакуум, следует обращаться в Аничков дворец. Для первых там существует морской клуб "Юнга" - с морскими походами, вязанием узлов, надеванием тельняшек на скорость, а вторых ждет Юношеский клуб космонавтики: со скафандрами, центрифугами и песнями о космосе.
Здесь за фальшь не выгоняют
Музыкальные школы - это особый мир, мы его касаться не будем. Там жесткий отбор, строгие товарно-денежные отношения. Но есть у нас заведения, где ребенок может играть и петь сколько угодно, причем быть при этом не слишком одаренным, не платить за это денег - и его не отчислят, не назовут бездарью. Такая лафа, например, в Детско-юношеском комплексе музыкально-эстетического воспитания Приморского района. Туда берут всех и никого не гонят прочь. Удивительно, но считавшиеся глубоко бесперспективными ученики, которым медведь наступил на оба уха, каким-то образом стабилизируются и, не став, конечно, великими пианистами или гитаристами, поют в хоре очень складно.
Поскольку у комплекса очень скромное помещение, большая часть его 63 педагогов работает "на выезде" - по школам района. Хорошо и педагогам, которым не надо ютиться по очереди в тесных классах, и детям, которым после школы не надо никуда ехать. В здании комплекса помещаются только хористы и танцоры. Все занятия бесплатные, хотя методист учреждения слышал про какие-то новые веяния, мол, драть плату со всех, но такого представить он себе не может.
Танцуют все!
Очень многие родители уверены, что занятия танцами полезны прежде всего для здоровья. В принципе, они правы. И если у ребенка нет особых талантов и он может отличить два притопа от трех прихлопов, его обычно отдают в кружок какого-нибудь танца. Учитель танцев - это, как правило, тетушка не слишком молодых лет, уже без амбиций, но еще помнящая, как тянуть носочек. Редко вместо тетушки попадаются дядюшки. Есть, конечно, исключения: знаменитым детским ансамблем народного танца "Россияночка" руководит прекрасный танцовщик Александр Носихин. Так он к себе кого попало и не берет.
Любопытно, что кружок танца в Доме детского творчества может быть бесплатным (если исключить неизбежные траты на костюмы и обувь), но аналогичный кружок при какой-нибудь жилконторе может брать за свои услуги деньги. Якобы в Доме детского творчества легче живется - роно платит за них. Можно себе представить это финансирование. Качество обучения в кружке при жилконторе тоже можно себе представить. Но никто обычно и не ждет, что после притопов и прихлопов ребенок станет звездой балета.
Если кому нельзя без сцены - практически в каждом районном доме детского творчества есть драматические студии разной степени убедительности. Но, конечно, лучше всех Театр юношеского творчества (ТЮТ) при Аничковом дворце, там дети могут даже подготовиться к театральным профессиям: бутафор, декоратор, гример, осветитель и пр. Если кто-то собрался в будущем поступать в Театральную академию, лучше подготовки и не придумаешь.
В здоровом теле - все остальное
Обычно дети, посещающие раз в неделю уроки физкультуры, сами чувствуют, что им чего-то не хватает: побегать бы, попрыгать, что-то еще поделать. А где? Во дворе машины, в квартире ковры, дача только летом. В таком случае выручают спортивные секции.
Раньше при каждой жилконторе была какая-нибудь секция какой-нибудь борьбы или, на худой конец, настольного тенниса. Теперь многие секции открыты для детей только днем, потому что их маленькие уютные зальчики вечером оккупируют "качки". К счастью, практически во всех районных домах детского творчества остались спортивные секции - все бесплатные.
Аничков дворец имеет при себе целую спортивную школу олимпийского резерва, там есть спортивная гимнастика, фехтование, бокс и мотоспорт, но попасть в нее довольно непросто. Шашки и шахматы, а также спортивное ориентирование преподают там же, и тоже после довольно жесткого отбора. Проще заниматься, если у родителей есть деньги: то же фехтование, тот же бокс с мотоспортом, но без всяких стремлений пробиться в профессиональный спорт.
На многих спортивных площадках стали заниматься теннисом - только за деньги, даром этому виду спорта уже не учат нигде. А парусному спорту даром могут научить только в яхт-клубе Морского технического университета, которым руководит Константин Немчинов - знаменитый еще и тем, что он первым у нас открыл лесную школу для аутичных детей.