Примерное время чтения: 5 минут
252

Засада в коридоре военной кафедры

В армии, по данным третьих (офицерских) отделов военкоматов, оказывается в среднем четыре офицера запаса из сотни. А вот из тех, кто в вузе воинскую специальность не получал, почти каждый третий. Возможно, именно такая статистика делает военные кафедры столь популярными среди студентов. Однако попасть туда становится всё сложнее, и возникает закономерный вопрос: а надо ли?

Голубая кровь гражданского лейтенанта

В РОССИИ более полутысячи вузов. Военные кафедры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 768 "Об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" остались в 225. Можно только догадываться, каким офицерским специальностям учат студентов в рыбохозяйственном или текстильном университете, в аграрной или педиатрической академии, но фактом остается то, что военных кафедр по-прежнему нет ни в одном негосударственном вузе. А в них учится почти треть всех студентов.

Впрочем, и в государственном обучаться "на офицера" сможет теперь далеко не каждый. Соответствующий контракт заключается только "с гражданами, признанными военно-врачебными комиссиями по состоянию здоровья годными к военной службе" и, кроме того, прошедшими профессиональный отбор и проверку уровня физической подготовки. И если физкультурные нормативы секрета не представляют, то критерии профотбора, как говорится, вещь в себе, поскольку разрабатываются они каждой конкретной военной кафедрой и могут меняться, как пароли и явки. Посему существует высокая вероятность не пройти его никогда по сугубо объективным причинам.

Крест на студенческой вольнице

ВОЕННАЯ подготовка в вузе - это не только обязательные дополнительные "аудиторные занятия и самостоятельная работа". Хотя и это немало. Программы обучения офицеров на "гражданке" рассчитаны как минимум на 900 часов. Проводиться они должны преимущественно "методом "военного дня". То есть тот, кто на военную кафедру не попал или ее проигнорировал, будет, грубо говоря, иметь на неделе лишний выходной. Кроме того, офицерская подготовка - это ежегодные двух - трехнедельные учебные сборы и дополнительные государственные экзамены. Это и "шанс" не получить обещанного, поскольку не сдавшие военные "госы" на присвоение офицерского звания даже не представляются.

С кафедры в любой момент могут и "выпереть", причем вовсе даже не за неуспеваемость. Достаточно прибыть на занятия неопрятно одетым или с неаккуратной прической. Что кроется за этими терминами, объяснять, думается, никому не надо. А ведь есть еще и режим секретности. А это означает, что на ближайшие лет пятнадцать можно оказаться "невыездным". Причем самый большой риск остаться без загранпаспорта у получающих самые с виду безобидные воинские специальности. Вот готовит, к примеру, гидрометеорологический университет военных синоптиков. Казалось бы, что секретного. Ан нет. Погода - элемент боевой обстановки. Информация о ней передается по различным каналам связи и, разумеется, не открытым текстом. А значит, шифры и шифровальная техника, которая любая - "совсекретная аппаратура", а значит, и так называемый "первый допуск" у любого офицера-метеоролога. Со всеми вытекающими.

За все эти "прелести" полагается и награда - пятнадцатипроцентная надбавка к стипендии, что по нынешним ценам эквивалентно 3-4 бутылкам пива. Не мало ли? А пребывание на учебных сборах вообще никак не оплачивается. Там, правда, кормят... по солдатским нормам.

Деревенский врач с оборонной фабрики

ДВАДЦАТЬ лет назад вузовская "военка" была обязательной. Студенты "косили" от нее как могли, но многих она потом в итоге спасала. Парни уходили в армию от откровенно дрянного распределения, от нищеты (юный лейтенант получал в два раза больше молодого специалиста), для решения квартирных и карьерных (вступить в КПСС было легче легкого) вопросов.

Нынче все ровно наоборот. У офицеров если и есть зарплата и льготы, то только в "горячих точках". Вот и получается, что теперь проще не связываться с военной кафедрой, а "отмотать" год рядовым. И полная свобода до конца жизни. Хоть за границу, хоть в духовную семинарию, куда не служивших из принципа не берут.

А пресловутая "дедовщина" студенту вообще практически не грозит. Ему не 18, а 22. Это во-первых. А во-вторых, сроки солдатской службы считаются не по тому, сколько отслужил, а сколько осталось. Так что, приходит студент в часть в "звании" совсем даже не "салаги", а вполне уважаемого "черпака" и, не успев толком вкусить превратностей армейской жизни, уже через полгода становится полноценным "дедом".

Можно, конечно, и вовсе зажать отдачу своих долгов Родине. Но законные способы тут что для окончивших военную кафедру, что для проигнорировавших ее абсолютно одинаковы. Для умных - поступить в аспирантуру или на оборонное предприятие, буде таковое найдется по специальности. Для богатых - к концу последнего курса нажить в законном браке двоих детей или жениться на девушке с двумя детьми.

А не самым умным и очень бедным путь только один: после педагогического (вариант - медицинского) уезжать в деревню. Сельские врачи и учителя с высшим образованием имеют полное право на отсрочку на все время работы там.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно