Примерное время чтения: 4 минуты
125

Предлагаю руку и... лошадь

Интересно все-таки, подумали мы, как в других странах женятся-разводятся, влюбляются и решают, кто глава семьи. Оказалось, что наш художник, Юрий КОТЕНКО, - большой знаток семейных традиций разных народов. Ему и доверено вести новую рубрику. А начать мы решили с семейного уклада современных индейцев. Почему? Да потому, что Юрий не один раз ездил к ним в гости и хорошо знаком с их обычаями...

К СЕМЕЙНОЙ жизни индейцы Северной Америки готовили своих детей с самого раннего детства. Любимая игра малышей так и называлась - "семья". Матери сооружали для них жилище - точно такое, как у взрослых, только поменьше. Внутри был очаг, домашняя утварь, посуда, инструменты для выделки кож и изготовления одежды и, конечно, куклы - "дети". За все это хозяйство отвечала девочка - "мать и жена". "Отец и муж", мальчик, заботился о пропитании - вооруженный луком и стрелами, охотился на "бизонов" (кроликов) или в боевой раскраске сражался с "врагами" - своими ровесниками.

Подобные игры продолжались, пока дети не достигали 12-13-летнего возраста. Отныне девочкам строго-настрого запрещалось общаться с мальчиками, и наоборот. В своей семье сестре не позволялось не только разговаривать с братом, но даже смотреть на него (племя арапахо). Все передвижения по стойбищу теперь совершались только в сопровождении матери или старшей родственницы.

Годам к 15-16 девушка считалась готовой к семейной жизни. Например, в племени сиу по этому поводу проводили публичную церемонию - "праздник девушек". Ее участницы, являя себя народу во всей красе, как бы объявляли, что готовы к ухаживаниям и ожидают достойного жениха.

Ухаживая "по всем правилам", потенциальный жених (или женихи) часами (а то и днями напролет) стоял возле жилища возлюбленной и терпеливо ждал ее появления. На нем - лучшие одежды, праздничная раскраска, в руках - предметы шика: опахало из орлиного крыла, небольшое зеркальце (считалось, что, пуская солнечные зайчики, оно способно магически воздействовать на девушку). Ухажер из "лучшей" (т. е. богатой и знаменитой) семьи мог позволить себе и "группу поддержки" - певцов и танцоров, которые демонстрировали свои таланты позади соискателя руки. Сам он оставался совершенно неподвижен. Впрочем, блеснуть своими музыкальными способностями он мог и вечером, поджидая возлюбленную на окраине лагеря или у реки. Он играл на флейте, увлекая юное девичье сердце. Причем сделать флейту и сочинить мелодию должен сам ухажер.

Параллельно с ухажером действовал его друг или родственник, исполняющий роль свата. Самому просить руки считалось верхом неприличия. Сват вел массированную атаку на родителей избранницы, предлагая от имени предполагаемого жениха лошадей. Кроме того, он не жалея красок расписывал достоинства сватающегося. Упор делался на количество подвигов, совершенных на полях сражения, удачу на охоте, богатство, щедрость и доброту к будущей жене. Мнение самой девушки, конечно, учитывалось, но не всегда было решающим.

Она проходила мимо воздыхателей, не удостаивая их вниманием. Если же задерживала взгляд на молодом человеке или отвечала на его вопросы - значило, что он ей не безразличен. Когда таких знаков было получено достаточное количество, а тем более, если влюбленным тайком удавалось поговорить о чувствах - быть свадьбе (конечно, при удачно проведенных сватом переговорах, за что он получал вознаграждение).

Что касается самой брачной церемонии, то у большинства племен этот процесс сводился к минимуму. В лучшем случае - визиты, пир, молитвы, напутственные речи, песни, обмен подарками. У шайеннов невесту просто приводили в дом отца жениха и сажали на одеяло, жених обнимал ее, и они уже считались мужем и женой.

Жених-ассинибойн должен был раскрасить лицо будущей супруге красной краской. Молодоженам вручали подарки: это мог быть новый собственный дом - типи, а также лошади, одежда, хозяйственная утварь и другие полезные и красивые вещи. Начиналась семейная жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно