Говорят, академическая гребля - пот, кровь и слезы для одних и счастье, граничащее с эйфорией, - для других. Чтобы почувствовать разницу, наш корреспондент отправился в Крылатское на знаменитую Московскую регату.
ВООБЩЕ-ТО выдалась непогода, но без дождя. Поэтому почти 250 "академиков" из многих регионов не боялись задеть в воде чью-нибудь отчаянную голову. Неосторожные купальщики - главный враг гребцов всех мастей. Дистанцию в 2 км, на которой соревнуются все экипажи - одиночки, двойки, четверки и восьмерки, глазом не охватить даже с трибуны. Поэтому многие специалисты теперь наблюдают за своими подопечными, катаясь по берегу канала на велосипеде.
За этим занятием я и застал заслуженного тренера России Валентину Куприянову, которая работает в старейшей в стране (ее история насчитывает 120 лет) саратовской спортшколе. Вот что она рассказала:
- Академическая гребля - пожалуй, самый "взрослый" спорт. У нас юниорами считаются молодые люди до 23 лет, против 19-ти в других видах. Занятия с детьми начинаются не раньше 13-14 лет, а в большинстве случаев мы берем и более старших юношей. Обычно к этому возрасту все дети уже занимаются в каких-нибудь секциях. На улицах и в подъездах остается самый "трудный" контингент - дети из неблагополучных семей, зачастую еще и не полных. И очень часто, перебывав по нескольку раз в милиции, они попадают в поле зрения тренеров по академической гребле. И когда эти молодые люди, не имевшие не только игрушек, спортинвентаря, компьютеров, но зачастую и своей кровати, получают лодку, весла и свое место в эллинге, они преображаются.
Самый главный предрассудок, из-за которого страдает наш вид, - легенда, сочиненная недоброжелателями (за высоких ребят борются между собой тренеры почти всех видов спорта) о якобы чудовищных нагрузках, которые навязывают своим подопечным тренеры в академической гребле.
Во-первых, это неправда. Первые два, а то и три года занятий мы посвящаем в основном общефизической подготовке, постепенно знакомя подростков с греблей. Когда же они основательно "прикипают" к лодке и большую часть тренировок проводят на воде, нам, наоборот, приходится сдерживать их от чрезмерных cтараний.
Во-вторых, академическая гребля развивает абсолютно все группы мышц. Неудивительно, что практически весь наш мужской "контингент" как на подбор - высокие, стройные и сильные парни.
Сложнее обстоит дело с девушками. Я не сторонница их привлечения к занятиям греблей. Скажу еще точнее. Если, например, девушка сама хочет заниматься в нашей школе, я буду ее тренировать. Но уговаривать барышень так, как уговариваю парней, не буду ни под каким предлогом. И не по причине чрезмерных нагрузок, а из-за того, что большую часть времени гребцы проводят на воде. А как известно, природа большинства женских болезней - простуда.
Чего греха таить, все тренеры по академической гребле мечтают работать с детьми, родившимися в благополучных и интеллектуальных семьях. Ибо без ясной головы в нашем виде спорта хороший результат показать можно, но дойти до вершин мастерства - никогда. Не случайно практически все сколько-нибудь известные мастера академической гребли - люди с высоким интеллектом.