Если ваш ребенок бредит машинами и решил стать гонщиком, у него только один путь - карт. О том, как приобщиться к автогонкам, рассказывает один из родоначальников картингового движения в России Михаил Тодоров.
Картингом может заниматься как взрослый, так и ребенок. Возрастного ценза практически нет. По правилам, к участию в соревнованиях допускаются дети не моложе 8 лет, хотя сесть в карт они могут намного раньше. Как, впрочем, и намного позже. В прошлом году призером одного из этапов чемпионата России стал 65-летний гонщик. Но если человек хочет стать настоящим профессионалом, а не ограничиваться простым участием в гонках, он должен посвятить себя этому спорту с раннего детства.
Дети, садящиеся в карт, начинают с класса "Мини". Естественно, скорости у этих машин значительно ниже, да и сами карты гораздо проще в управлении. Их цель - подготовка будущего спортсмена к серьезным соревнованиям, чтобы он привык к машине, научился ею управлять и не тушевался в толпе атакующих соперников. На этом этапе у нас нет задачи посадить ребенка на мощный карт и заставить гнаться сломя голову. Это придет два года спустя, когда он освоит "Мини" и перейдет в следующий класс "Ракет". Эти автомобили помощнее, здесь разыгрывается командный зачет, идет настоящая борьба. Обучение в этом классе продолжается около трех лет, после чего 13-14-летние подростки садятся на "взрослые" карты. Обычно это класс "Интерконтиненталь-А-Юниор", а затем "Интерконтиненталь-А". Порой уже в 15 лет гонщик чувствует себя настолько уверенно, что федерация разрешает ему участие во взрослых соревнованиях.
Надо помнить, что карт - это не автомобиль для установления рекордов скорости. Задача в картинге - овладение искусством управления на сложной трассе. В бескоробковых (то есть без коробки передач) картах - "Мини", "Ракет", "Интерконтиненталь-А-Юниор", "Интерконтиненталь-А" - максимальная скорость порядка 180 км/ч, а в коробковых (с коробкой передач) - "Союзный", "Интерконтиненталь-С", "Формула-C" - более 240 км/ч.
Безопасность - один из самых важных вопросов в автогонках. В картинге тоже случаются аварии. За сезон их бывает не больше трех-четырех (вылетов или столкновений). Как правило, они случаются или из-за ошибки пилота, или из-за большого "столпотворения" в поворотах, когда много участников (порядка 30 машин). Что касается амуниции, то в целом - и шлем, и комбинезон - для начинающего картингиста обойдется в 300-400 долларов.
Только факты
До недавнего времени официально считалось, что первый карт был продемонстрирован в США механиком Артом Инглсом в 1956 году. Однако выяснилось, что с 20-х годов прошлого столетия в Штатах проводились соревнования на безмоторных автомобилях с горки - "Soap box derby" ("Гонки мыльных ящиков"). В 53-м группа подростков решила оснастить эти машинки бензиновым мотором мощностью 0,75 лошадиных сил, позаимствованным из стиральной машины. Так появился первый в мире карт. Гонки на таких автомобилях проводились на треке длиной 400 метров.
В Советском Союзе карт появился в 59-м. Секретарь Федерации автоспорта СССР Виктор Моржецкий вывез из Парижа массу журналов и фотоснимков, на которых были изображены карты. Советские гонщики на основе увиденного сделали собственные машины. В феврале следующего года между ледовыми заездами мотогонщиков впервые был продемонстрирован "советский" карт. Первое официальное соревнование состоялось 14 мая 1961 года в Венспилсе, в котором приняли участие 10 автомобилей.
В начале 60-х годов XX века в Курском Дворце пионеров под руководством Льва Кононова впервые в мире были построены карты для детей и начали проводиться первые детские соревнования.