В московском законе "Об особенностях приватизации жилых помещений" и в постановлении Мосгордумы "О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве" многие склонны были видеть дискриминацию немосквичей. Верховный суд подтвердил эти ощущения и признал московские нормы не соответствующими федеральному законодательству.
Прокомментировать это решение мы попросили председателя комиссии по жилищной политике и коммунальной реформе Московской городской думы Галину ХОВАНСКУЮ.
ОТМЕНА этих законодательных актов открывает шлюзы для иногородних льготников. До сих пор в очередь на жилье ставили москвичей, проживших в столице не менее 10 лет. Теперь этот ограничитель снят. И значит, все инвалиды и тяжелобольные граждане России устремятся в столицу и будут претендовать на бесплатную квартиру. А 190-тысячная очередь москвичей так и будет топтаться на месте.
Отмена московских законов плохо скажется и на москвичах, живущих в коммуналках. Их лишили права приватизировать комнаты в коммунальной квартире, а следовательно, и возможности решить свою жилищную проблему самостоятельно. Теперь это право им придется реализовывать в судебном порядке. При этом судьи должны указать в своем решении, как оформлять свидетельство о праве собственности, как выделять долю в общем имуществе в квартире коммунального заселения и т.д. Хотя все эти нормы уже были прописаны в отмененном законе.
Большой группе очередников Дума в свое время дала дополнительные права на внеочередное обеспечение жилья. Даже в том случае, когда это не было предусмотрено федеральным законодательством. К примеру, у чернобыльцев или людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, по закону, первоочередное право. А московская законодательная власть предоставила им внеочередное. Теперь законодатели должны пересмотреть все категории внеочередников. И если они обеспечиваются из федерального бюджета и в его проекте на эти категории денег не выделено, то их снова переместят в старую категорию. Это называется улучшение или ухудшение жилищных условий?
Есть еще другая категория очередников - люди, больные туберкулезом, в том числе вышедшие из мест лишения свободы. В свое время их квартиры по действующему тогда законодательству были заселены другими гражданами. Депутаты предоставили им право на внеочередное улучшение своих жилищных условий, чтобы они не заражали своих родственников или соседей по коммунальной квартире. Но после такого определения Верховного суда их из внеочередной категории переведут в первоочередную. Значит, их очередь отодвинется назад со всеми вытекающими последствиями.
Сложная ситуация получается и с детьми-сиротами. Ведь только в Москве им предоставляется бесплатно отдельная квартира.
В этом году мы хотели начать обеспечивать жильем тех, кто стоит в очереди с 1983 года. Но сейчас депутаты московским очередникам должны сказать примерно следующее: нет, квартиры будут получать льготники со всей России. Он приехал вчера в Москву, купил комнату в коммуналке, зарегистрировался. Завтра встал на учет и уже послезавтра, как льготник, требует квартиру от города. Я не понимаю, почему смешиваются понятия о свободе передвижения и о праве на получение квартиры, финансируемой из городского бюджета.
Решение Верховного суда вносит анархию в порядок предоставления жилья на следующий год. Проект постановления МГД "О приоритетах предоставления в пользование или приобретение в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах" уже принят за основу в первом чтении. Сейчас этот документ депутаты должны срочно пересмотреть и определить приоритеты на следующий год с учетом новой ситуации. Но я не уверена, что мы успеем до января будущего года выпустить этот документ из стен Думы. Была раньше такая порочная практика, когда только к июлю депутаты определяли, кто получит жилье в текущем году. С большим трудом мы изменили этот порядок, но, похоже, опять к нему возвращаемся.
Решение Верховного суда окончательное и подлежит исполнению с момента его оглашения. Никто не вправе его отменить, можно лишь обжаловать. Поскольку спор здесь не частного характера, а скорее конституционный, рассматривать его надо в Конституционном суде РФ. И уже этот суд определит, вправе ли субъект федерации Москва принимать законы, исполнять их, если отсутствует соответствующая норма в федеральном жилищном законодательстве? Имеет Москва право на собственное жилищное законодательство или должна ждать, когда федеральная власть "разродится" очередным российским законом? Кстати, на протяжении уже семи лет россияне ждут Жилищного кодекса РФ, очередной проект которого опять отправлен на доработку.