На Гран-при по фигурному катанию в Питере появление легендарной Ирины Родниной произвело известный фурор. Почему? А дело в том, что в соревнованиях ученики Ирины Константиновны участие не принимали.
Я СЕЙЧАС консультирую американскую фигуристку Анжелу Никодинов, - пояснила Роднина. - Чуть более месяца назад у нее умерла тренер, Лена Черкасская, с которой мы дружили 23 года. Конечно, Анжела знала, что ее наставник болеет, но не знала, насколько это серьезно. Поэтому по просьбе Лены я опекаю ее ученицу. Но после чемпионата мира она должна будет определиться с тренером.
- Недавно появились сообщения, что вы являетесь тренером американской сборной...
- Такого понятия в Штатах просто не существует. Просто я работаю с теми спортсменами, которые выступают на международных соревнованиях за эту страну.
- А кто в вашей группе сейчас тренируется?
- У меня нет группы, работа ведется совсем не так, как в России. В центр приезжают спортсмены, кто-то остается на несколько недель, а кто-то на полгода. А для того, чтобы брать постоянного ученика, для него нужно быть и тренером, и хореографом, и нянькой, и мамкой. Я не такой свободный человек, как Татьяна Тарасова или Елена Чайковская. У меня двое своих детей, и я не могу быть Валентиной Гагановой, работающей за 18 станками. Мои дети мне дороже.
- Несколько лет назад задумывался Ледовый дом Ирины Родниной. Как сейчас обстоят дела с его строительством?
- Как мы смеемся, мы начали вторую серию, потому что нам пришлось поменять участок из-за плавунов. И концепция центра изменилась. Ведь увлечения людей меняются. То, что работает и приносит деньги в Канаде или Америке, у нас не всегда приживается. Например, теннисные корты здесь не очень используются. Поэтому произошли какие-то изменения...
- Не страшно вам оставаться в Штатах после сентябрьских событий? Не хотелось вернуться в Россию и перевезти учеников?
- Было страшно за детей. Я как раз в то время находилась в Москве, отец был в Канаде, а дочка Алена - в Америке. И когда в течение суток мы не могли с ней связаться, было очень страшно. Но невозможно бегать по всему миру и искать спокойное место. Конечно, это огромная трагедия, меняющая все представления о безопасности. Но я нахожусь в Америке не потому, что там у меня работа, а потому что там живет моя дочь. После бракоразводного процесса я не имею права Алену до ее 18-летия увозить в Россию.
- А сын чем занимается?
- Саша учится в Москве, живет отдельно со своей девушкой. Он гражданин России, поэтому при первой же возможности переехал сюда. Да, он в Калифорнии занимался хоккеем, но для себя, для здоровья, для времяпрепровождения.
- Ирина Константиновна, а с какого возраста лучше всего начинать заниматься парным катанием? Лет с 13-ти?
- На мой взгляд, это слишком рано. Скелет еще не сформирован, дети не могут делать ключевые элементы парного катания. Так что в 13 лет они способны демонстрировать скорее не парное катание, а катание рядом.
- Когда ребенка только приводят в фигурное катание, можно определить, получится из него "парник" или нет?
- В том возрасте, когда дети приходят впервые на каток, а это, как правило, 4-5 лет, мы не даем им непосредственно "фигурное" катание. Занимаемся общефизическим развитием. Вы ведь не можете сказать первокласснику, в какой области науки он сможет себя проявить? Так и здесь.
- Есть ли критерии отбора фигуристов для парного катания?
- Конечно, девочки должны иметь определенную фигуру. Высокорослая девочка, скорее всего, не сможет подобрать себе подходящего партнера. Ведь в идеале мальчик должен быть как минимум на голову выше партнерши. Если вы обратите внимание на строение тела, то заметите, что "парники" более коренастые, потому что ребятам рекомендуется дополнительно заниматься со штангой.