Примерное время чтения: 18 минут
96

Время объединять усилия

Как ни странно, в почте "Семейного совета" больше всего писем о... спорте. Но не о спорте больших достижений и проигрышах любимой команды, а о той самой физкультуре, без которой не вырастут здоровыми наши дети. О массовом спорте, который "вытаскивает" с улицы ребятишек, дает им в жизни опору. Боль родителей понятна: "В школе нечем оборудовать спортзал", "Стадион превратили в склад тары под бутылки", "Закрывается детская спортивная школа". Пишут дети и родители, учителя и директора школ. Но чаще всего просят "самое малое" - помочь найти полезную информацию, сообщить "о новых правилах игры в хоккей на траве", выслать "Сборник шахматных этюдов" или книгу по настольному теннису.

Как же решается судьба массового спорта в мире большой политики? Можно ли надеяться на то, что в ближайшее время произойдут какие-либо перемены к лучшему? Об этом мы беседуем с Валерием КУЗИНЫМ - депутатом Государственной Думы, вице-президентом Олимпийского комитета и президентом Попечительского совета Российского Государственного Университета физической культуры, спорта и туризма.

Спортшкола или хлебопекарня?

- Валерий Владимирович, что происходит с нашими детскими спортивными школами? Вот, например, письмо из Барнаула - раньше там было 7 спортшкол, теперь все закрыты. И писем таких десятки, из разных мест. Что же получается - рушится вся система подготовки наших юных спортсменов?

- Проблема в том, что та система, которая у нас была, в новую экономику никак не вписывается. Раньше все обязательства по развитию физкультуры и спорта брало на себя государство. Но потом, когда начался переход к рынку, оно вообще ото всего отказалось. Сейчас возвращает себе какие-то функции, но возвращает их, скажем так, - своеобразно. Например, в этом году, я считаю, произошло очень негативное событие - детско-юношеские спортивные школы фактически исключены из бюджета. Их финансирование переведено на субъекты Федерации. А ведь у нас дотационных регионов процентов под 80. Это значит, что "тяжелые" субъекты будут вынуждены фактически сократить финансирование. И это проблема не "физкультурная", а общегосударственная. Сейчас правительство старается всю "социалку" сбросить на местные бюджеты. "Сбрасываются" пионерские лагеря, больницы, школы - общеобразовательные и спортивные. А муниципальные бюджеты - это налоги. Их собираемость, конечно, растет, но она все равно за инфляцией не поспеет. И мэру или губернатору всегда нужно будет выбирать - то ли хлебопекарню поддерживать, то ли спортивную школу...

- И он выберет хлебопекарню?

- Да, и это естественно. Поэтому в этом смысле политика государства по спорту "ударит" серьезно.

- Ну хорошо, деньги распределяет губернатор. А нельзя его как-то обязать "выбрать" все-таки стадион, спортшколу, просто спортивную площадку?

- Дело в том, что есть федеративный договор, есть разделение полномочий. Бюджет субъекта Федерации утверждает законодательное собрание. И внутри этого бюджета никакое федеральное ведомство ничего сделать не может. Мы эти права отдали на откуп. А это значит, что если председатель спорткомитета сильный, серьезный, то и шанс достаточно серьезный, если средний - шанс слабенький, а если слабенький, то этого шанса просто не остается. Ведь это же наша страна! На самом деле, пока в государстве не будет стабильности в экономике, финансирование страдать все равно будет, других вариантов здесь нет. Когда не платится зарплата, особенно в сельском хозяйстве, когда не получают денег учителя, медицинские работники, то, естественно, физическая культура и спорт отходят на второй план. Но в любом случае готовится закон о детско-юношеском спорте, принято несколько поправок к тому законодательству, которое есть. Готовится новая, развернутая редакция закона о физической культуре и спорте в России. Мы надеемся получить государственные гарантии на то, чтобы было финансирование, в том числе и детско-юношеских спортивных школ. Я считаю, не надо ломать эту систему, потому что еще не известно, через какое время у нас реально появится тот средний класс, который сможет позволить себе тратить деньги на физическую культуру и спорт.

- Получается, в перспективе один негатив?

- Нет, почему, позитив тоже есть. Во-первых, государство все-таки увеличивает финансирование физической культуры и спорта. В этом году оно тоже увеличено, идет постоянный рост. Конечно, в процентном отношении этого все равно не достаточно, но мы выходим хотя бы на тот минимум, который необходим. Например, в Университете физической культуры наконец рассчитались с долгами за коммуналку 5-7-летней давности. И, по крайней мере, уже спокойны за то, что специалистов будем готовить. Во-вторых, готовится Спартакиада, она будет проводиться в этом, 2003 году. Спартакиада - это наше собственное, отечественное "изобретение", и слава Богу, что, несмотря на рыночную экономику, мы к нему вернулись. Запланированы достаточно серьезные деньги, более 400 миллионов рублей. Спартакиада даст определенный толчок развитию спорта - территории тоже будут вынуждены выделить на свои спартакиады средства и люди получат возможность заниматься физической культурой и спортом. Ну, а в-третьих, начали наконец получать стипендию наши олимпийцы. Так что конкретные подвижки есть. Но в любом случае должно быть комплексное решение этой проблемы, государство должно защищать здоровье своих граждан не только программами борьбы со СПИДОМ и наркоманией - это тоже, конечно, нужно, но нужны деньги и на профилактику здоровья - на физкультуру и спорт.

- Но ведь есть еще и другие, внебюджетные источники финансирования.

- Есть. Например, мои коллеги, депутаты, с удовольствием сами занимаются спортом, ездят на крупные спортивные соревнования в качестве болельщиков. Я им предложил - давайте запишем, что все доходы от лотерейной деятельности пойдут только на физическую культуру и спорт. Если этого не будет, то, думаю, даже внимание президента кардинально не решит те проблемы, о которых мы говорим. Так вот, депутаты сказали: нет, не пойдет. Мы запишем туда и здоровье, и культуру. И физическую культуру и спорт - в том числе. А когда выделяются деньги на все, значит, они не выделяются ни на что. Все размывается, нет конкретного потребителя, не будет и конкретного контроля за этой лотерейной деятельностью.

Спорт или пиво?

- У всех нас и еще одна "болевая точка" - телевидение...

- В нашей стране эта проблема совершенно уникальна. Ведь посмотрите - с одной стороны, государство несет груз ответственности за свои общероссийские каналы, платит за них деньги. А с другой - реклама достается конкретным акционерам, и, естественно, они в ней заинтересованы. В результате у нас рекламы больше, чем в любой цивилизованной стране. И если до сих пор даже наш российский футбол не смог пробиться на телевидение, что уж говорить о других видах спорта! А ведь у нас неплохо играют и баскетболисты, и хоккеисты. Но про то, что наши хоккеисты стали чемпионами мира по "молодежке", широкая аудитория не знает. Сейчас у нас есть только "7ТВ", которое имеет очень узкий диапазон вещания. Это не общероссийский, а дециметровый канал. Если мы не будем "пускать" на телевидение чемпионаты России и выступления российских спортсменов на международных соревнованиях по широкому спектру видов спорта, то дети будут смотреть боевики, пожилые люди - "мыльные оперы". Будут смотреть огромное количество наших телевизионных игр, передачи "За стеклом", "Последний герой" и т.д. Я считаю, что это извращение очень серьезно для нас, это общегосударственная проблема, которую, безусловно, надо решать. И другого варианта, кроме вмешательства государства, здесь нет. Но даже Государственная Дума фактически не может вмешаться в телевизионную политику.

- В области спорта национальной телевизионной политики, похоже, действительно нет, а зато она есть в области пива.

- Да, это знает даже мой маленький ребенок, которому 4 годика. Когда его спрашивают: "Ты где был?", он отвечает: "Пиво пил!" И это естественно, потому что он видит рекламу постоянно, она хорошо сделана - красиво, смешно и т.д. Кто идет за пивом - знает каждый школьник, а вот то, что хоккеисты их возраста стали чемпионами мира - об этом, дай Бог, знает один процент всех наших ребят. А что касается закона о рекламе пива - мы его приняли, но приняли очень тяжело, на удивление тяжело...

Реклама очень показательна и в другом. Мы видим, как телевидение может воздействовать на людей, формировать их установки. Вся беда в том, что мы ушли от административной системы и пришли в рынок, не проводя государственной политики. Это очень плохо. Именно с точки зрения рекламы, формирующей у людей установки на спорт и на здоровье.

- Многие наши читатели сетуют на то, что нет спортивного канала, доступного в глубинке.

- Это предложение действительно давно витает в воздухе. Я сам от имени Олимпийского комитета участвовал в конкурсе на так называемую "шестую кнопку". Конечно, надо создавать общероссийский, метровый канал. Это принципиальный вопрос, который надо решать. Вроде президент согласен, вроде министр вышел с этим предложением. Но все пока "вроде"... Но как только этот вопрос решится, мы получим гораздо больше, чем просто канал. Я считаю, что это может изменить всю ситуацию со спортом. Может быть, даже принципиально увеличивать финансирование не понадобится. Потому что если в бюджетах находятся деньги на содержание команд мастеров по футболу, хоккею, баскетболу, значит, найдутся деньги и на физическую культуру и спорт. Потому что таков наш менталитет. У нас не хватает денег на детско-юношеские школы, но при этом мы строим дворцы спорта за 200, за 300 миллионов долларов. И ведь эти деньги не берутся из пустоты, они крутятся внутри страны. Значит, просто надо создать условия, при которых они будут использованы во благо.

Кто заплатит за дворцы?

- Дворцы спорта - это действительно очень хорошо. Но здесь есть и другая проблема. Ведь сейчас многие спортивные сооружения часто используются не по назначению. Что далеко ходить за примерами - у нас в Москве многие дворцы спорта стали просто "барахолками".

- Ну, "барахолки" сами по себе не страшны. Страшно, когда это делается на самом сооружении, на спортивной арене. Если же они помогают содержать сам стадион или дворец спорта, я, например, только "за". Сейчас вот закрывают рынок в Лужниках. Он дал 64% многомиллиардного финансирования купала над стадионом. Рынок снесут, а купол останется. Если мы не даем денег на спорт, надо же искать выход из положения. Другое дело, когда полностью перепрофилируется спортивное сооружение, например в бассейне устраивается дельфинарий и юные пловцы там не плавают, - я считаю, это плохо. А если на поле стадиона играют в футбол, а где-то там, рядом, есть рынок, то это во благо. Этот вопрос касается и нашего Университета физической культуры - на его территории есть рынки. Но они расположены на той свободной земле, которую надо застраивать. А на это у государства пока нет денег. А в Университете нет денег на нормальную зарплату. У нас, например, профессор, который в одном лице и доктор педагогических наук, и заслуженный мастер спорта, и заслуженный тренер, получает 80 долларов в месяц.

- Поэтому и приходится брать взятки...

- А рынок дает возможность платить людям 2, 3 зарплаты. Пускай минимальные, но гарантированные. На деньги, которые мы получаем от рынка, строятся дома, даются преподавателям квартиры. Если этого не делать, преподаватели либо просто будут брать взятки, либо уйдут. Найдут себе частные уроки - богатых людей, которые захотят заниматься фехтованием, теннисом, захотят плавать. И за этот урок преподаватель будет брать те же 80 долларов. Только за урок! А кто тогда будет готовить будущих учителей? На самом деле я против наших перегибов. Мы либо разрешаем вообще, либо запрещаем все. У нас нет какой-то серединки. И это касается и того, с чего мы начинали нашу с вами беседу. Это касается и детско-юношеских школ, и системы в целом. Мы ушли от административной системы, хотим строить великое капиталистическое государство. Но зачем было выбрасывать то, что было нормальным? Почему, например, нельзя было оставить отчисления 3 процентов от квартплаты? На эти деньги мы содержали педагога-организатора, была хоккейная коробка, качалка, туда ходили дети. Эти деньги выделялись на то, чтобы вечерами горел свет в школьном спортивном зале, чтобы там было все нормально. Мы запретили это делать. Но ничего не разрешили. А что касается рынков - в каждом конкретном случае надо разбираться по существу.

К вопросу о зарядке

- А на "спорт для себя" у вас хватает времени? Чем занимаетесь сейчас?

- Знаете, я занимался многими видами спорта. В 15 лет был чемпионом Москвы по танцам на льду, в 26 - по тэквандо. Любил игровые виды. Но сейчас, когда вся моя жизнь "игровая", больше всего люблю плавание. Если удается выбраться на отдых, могу плавать часами. Жена очень удивляется, как мне это не надоедает.

- Она спортсменка?

- Нет. Я с удовольствием выбрал себе в жены инженера-химика. Должен же быть в доме нормальный человек, который занимается с ребенком зарядкой!

- Вы хотите сказать, что сами зарядку по утрам не делаете?

- Зарядку ненавижу. С детства. Есть вещи, о которых профессиональных спортсменов лучше не спрашивать. Я "наелся" ею в детстве. Когда меня поднимали каждый день в 7 утра и я не просто делал зарядку, а еще и бегал километра три. Хоть это и было уже 24 года назад, но я до сих пор об этом помню. Так что у нас в семье разделение труда - жена делает с сыном зарядку, а я учу его плавать. А еще я научу его, что такое действительно тренировки. Что такое терпеть, потому что в спорте терпение - это главное. Научу его, потому что без этого в жизни никак нельзя обойтись.

- Старший сын тоже прошел такую спортивную школу?

- Да, в спорте он пошел по моим стопам. Как и я, был чемпионом Москвы и по бальным танцам, и по карате.

- Хотите, чтобы он стал спортсменом?

- Нет, старший сын пошел в юристы. И на самом деле я его сорвал. Испугался того, что он станет профессиональным спортсменом. У нас есть свои плюсы и минусы. Есть такое понятие, как тяжелое здоровье. Знаете, почему я не играю в теннис? Не потому, что я его не люблю, а потому что у меня обе ноги разбиты - я легко получу привычный вывих, который не лечится. А это значит, что я буду две недели ждать, когда у меня нога придет в нормальное состояние. И так далее, и тому подобное.

- Он учится в вашем Университете?

- Я запретил ему поступать к нам, хоть он и хотел быть спортивным юристом. Я говорю: "Ты понимаешь, что это будет за учеба? Твои преподаватели - это же мои ученики и мои учителя!" Кстати, в спорте у него были те же самые проблемы, поэтому я и забрал сына из карате - его либо били очень сильно, либо слишком сильно жалели. К нему не было нормального отношения.

- А у младшего Кузина тоже есть такие проблемы?

- Да, есть. Я отдал его в ДСЮШ и приехал один раз посмотреть. После этого мне позвонил большой-большой начальник и сказал: "Если ты хочешь, чтобы Вова нормально плавал и тренер с ним нормально работал, не приезжай больше туда. Пускай жена ездит, мать, кто угодно, но ты не приезжай". Ведь в нашем Университете я 22 года. Сначала - завкафедрой, потом - проректор, ректор. Меня же в лицо знает любой тренер. Я захожу - это моя аспирантка, с этим я учился, эта меня просто знает. Поэтому ребенку будет сложно в спорте, куда бы я его ни отдал.

- Но отдавать все равно будете?

- Естественно. Здесь вообще никаких других вариантов нет. Спорт учит очень многому. Учит даже правильно переживать свое поражение. Вот не взяли человека на работу, или закончили деньги платить, или он не поступил в институт - это же все наши обычные ситуации. И человек должен принимать решение. А тот, кто тренирован, - всегда будет искать выход. И обязательно его найдет.

Марафон спортивной прессы

- Привлечь ребенка к занятиям спортом сейчас действительно непросто. Нет не только телевизионных передач и спортивных коробок во дворе, нет даже доступной литературы - ни для детей, ни для родителей.

- Нет, проблема здесь не в том, что такой литературы нет. Другое дело, что найти ее очень непросто. Зайдите, например, в "Библиоглобус". Крупный магазин, в центре Москвы, большой отдел спортивной литературы. Сходите туда, а после этого зайдите в небольшой магазин на трех вокзалах. Даже я, профессионал, был просто поражен ассортиментом. Сколько, оказывается, у нас замечательных отечественных журналов о спорте. Больше 100 наименований одной только периодики! Есть уникальная литература и для преподавателя университета, и для родителя, и для самого ребенка. Пускай упали тиражи, но, слава Богу, она издается и продается. И все очень недорого. А сколько там уникальных видеокассет по спорту! По карате - для тренера, по бодибилдингу - для 15-летнего мальчишки. И в этот магазинчик едут люди со всей страны. Потому что им это нужно, им это интересно. Но эту проблему, конечно, не решат один-два московских магазина. Ее не решат даже 10 магазинов в крупных городах. Родители не должны приезжать за книжкой в другой город, они должны купить или заказать ее у себя в городе, поселке. Нужна масштабная система распространения содержательной литературы по спорту. Системы, которая имеет выходы во все регионы.

- Такая система, конечно, нужна, но ведь ее пока нет.

- Вот мы и собираемся ее построить. Хотим начать этот проект с проведения выездных акций. Объединим десятки городов во всех 7 административных округах, покажем людям то, что уже есть, что издается. Разумеется, мы будем вывозить не только московскую литературу. Со многими региональными издательствами связь уже есть, но мы хотим через средства массовой информации обратиться ко всем, кто заинтересован в показе своей продукции. Предложим связаться с нами и принять участие в этой акции. Создан оргкомитет, в который вошли представители общества "Спортивная Россия", Спорткомитета и Олимпийского комитета. В самое ближайшее время планируем собрать всех заинтересованных лиц - издателей спортивной литературы, производителей видеопродукции по спорту, руководителей спорта и обсудить планы уже конкретных выездных мероприятий.

- Расскажите более подробно, как все это будет выглядеть?

- Мы выбрали "классическую форму". У нас получается такая своеобразная агитбригада, которая будет осуществлять информационно-спортивный десант. Мы будем приезжать в конкретное место, в областной центр, и устраивать там выставку спортивной литературы. Покажем нашу продукцию, завяжем новые контакты по ее распространению. После нашего отъезда эта выставка останется на месте и еще какое-то время будет работать. Кроме того, мы планируем привлечь спонсоров, у нас будут с собой подарки. С нами поедут известные спортсмены, мы будем устраивать с ними встречи. То есть фактически это будет разговор на месте о проблемах спорта.

- В том числе и на высоком уровне - с депутатом Государственной Думы, первым вице-президентом Олимпийского комитета, президентом Попечительского совета Российского Государственного Университета физической культуры?

- Да, конечно. Ведь у нас очень часто люди просят просто приехать потому, что это привлечет внимание к их проблемам. Потому, что у них появится еще один шанс встретиться с губернатором. Потому, что мы встретимся там, на месте, и с ними, и с руководством сможем решить многие проблемы.

- Где будет высаживаться спортивно-информационный десант?

Мы планируем три больших маршрута. Первый - на пароходе "Москва - Астрахань". Он пройдет через 10 крупных областных центров. Второй - железнодорожный - "Москва - Владивосток". Он пройдет через 20 крупных городов. А третий - автопробег по югу России. Всего планируем "охватить" не меньше 40 областных центров. Так что я надеюсь, что акция действительно будет очень масштабной и поможет объединить усилия многих, кто заинтересован в решении проблем массового спорта.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно