Попал тут мне в руки документ, называется "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178-02". Эти требования будут обязательными для всех школ с 1 сентября 2003 года. У меня сын учится в 6-м классе обычной, но в общем-то неплохой московской школы, ее проблемы мне близки, поэтому с интересом прочитала, что санитарные нормы позволяют, а что - нет. Очень мне понравился этот документ, я для себя его назвала "Мечта о светлом будущем, или утопия российской школы". Что ни пункт - то забота о здоровье и безопасности детей, то разумное обустройство школьного пространства и школьного дня. Только вот как все это согласуется с реальностью?
Читаю: "Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек". (п. 2.3.1)
Реальность: У сына в классе 36 человек, а класс, между прочим, гимназический, дети занимаются по углубленной программе. Может учитель каждому уделить столько внимания, сколько надо, может проверить каждого ученика? Нет, конечно. Так еще, оказывается, при таком количестве народа нельзя, согласно нормам СанПиНа, правильно расставить парты, они грудью наступают на доску и упираются в заднюю стенку класса, не оставляя ни впереди, ни сзади положенных проходов. А что делать? Иначе не разместить в кабинете всех учеников.
Читаю: "Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; поставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки". (п. 2.4.5)
Реальность: Какие проекционные аппараты?! Какие рецептивные установки и загадочные ТСО?! У нас знаете, как дети сидят в кабинете английского? Боком к учителю, уткнувшись носом в стену! В школе классов не хватает! Дети занимаются в узенькой комнатке, которая планировалась, наверное, под лаборантскую или под кинобудку. Там парты можно поставить только в один ряд. А так как для всех учеников мест нет, остальные парты разместили вдоль стены.
А что касается лингафонных установок... Нет их в школе. Учитель приносит из дома магнитофон, когда ему нужно, чтобы на уроке звучала речь носителей языка. Нет в школе и наглядных пособий по иностранным языкам: всяких там неправильных глаголов и грамматических таблиц... В этом году мы, родители гимназистов-шестиклассников, на свои деньги купили портреты классиков в кабинет русского языка и литературы. Да что портреты... Мы на свои кровные купили линолеум в класс, отремонтировали парты и стулья, заменив столешницы, сиденья и спинки, мы купили учебную доску, карнизы для штор, сами шторы и даже стенды, которые висят сейчас в кабинете русского и литературы, заказали и оплатили тоже мы.
Читаю: "...Наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики". (п. 2.3.14)
Реальность: Нет у нас лаборантских при кабинетах информатики. И не будет. Школе катастрофически не хватает площадей.
Читаю: "Гардеробы размещаются на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. ...Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях". (п. 2.3.5)
Реальность: У-у, гардероб в нашей школе - это отдельная песня. Когда-то он занимал половину рекреации 1-го этажа и был так набит куртками, шапками и мешками с обувью (ни о каких ячейках для обуви и речи не могло быть), что что-либо взять из этого гардероба и не порвать, протискиваясь к выходу, было не возможно. Два первых класса раздевались на втором этаже и там же, в рекреации, оставляли одежду. Потом родители учеников всей школы скинулись и на свои деньги оборудовали еще одну раздевалку, во второй половине рекреации первого этажа. Но ячейки для обуви и сейчас установить негде.
Читаю: "На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров". (п. 2.3.23)
"При спортивных залах должны быть предусмотрены... раздевальные для мальчиков и девочек...; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков..." (п. 2.3.17)
Реальность: Туалеты есть, но никаких дверей при кабинках нет и никогда не было, так же как нет и писсуаров в туалетах для мальчиков, хотя СанПиНом они предусмотрены. Нет и душевых при спортивном зале. Раздевалки - в мрачном, холодном подвале. Опять что ли скидываться родителям на душевые, ремонт подвала, устройство комнат личной гигиены для девочек - они тоже предусмотрены санитарными нормами? Можно и скинуться, хотя, если честно, дороговато нам обходится обучение наших чад в простой, донельзя переполненной общеобразовательной школе. Но дело не только в деньгах. Нет у нас такой бытовой культуры, при которой считалось бы естественным, что ребенок может и должен принять душ после урока физкультуры. Так что если душевые и комнаты личной гигиены в наших школах и появятся, боюсь, никто ими пользоваться не будет. Чтобы все это заработало, нужно время и большая, тактичная работа педагогов и родителей.
Читаю: "В помещениях начальных классов... обязательно устанавливаются умывальники". (п. 2.3.24)
Реальность: Какие умывальники? Какие умывальники в каждом классе второго этажа, где обычно располагается младшая школа? Это же капитальный ремонт стандартного школьного здания надо затевать. "Откуда деньги, Зин?"
Читаю: "Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований: ... - организация дневного сна... для детей, посещающих группу продленного дня". (п. 2.9.4)
Реальность: Вы когда-нибудь видели спальни (или хотя бы слышали о таковых) в типовом пятиэтажном здании обычной общеобразовательной школы? И как в них можно обеспечить тишину, если звонки с уроков и на урок заливаются по всем этажам, а на переменах стоит такой гвалт, визг и ор, что хоть святых выноси? Кто в такой обстановке уснет? И я уж не говорю о том, где взять деньги на кровати, одеяла, подушки и на стирку постельного белья, раз на портреты классиков их в школе нет.
ВЫ, НАВЕРНОЕ, читаете и думаете: "Что же это за школа такая? Что же это за директор-злодей, который нарушает столько норм и правил?" Да нет, не злодей наш директор. Когда мы, родители, задаем ей вопросы, что делать с переполненными классами, с нехваткой кабинетов, она излагает нам "свою правду".
Вокруг школы ломают пятиэтажки, на их месте строят высотные дома, детей в микрорайоне становится все больше и больше, а строительство новой школы еще только планируется, и начнется не раньше, чем года через три-четыре. И всех детей микрорайона школа обязана взять, таков приказ Министерства образования. И все родители микрорайона хотят отдать детей именно в нашу школу, потому что у нас есть гимназические классы с углубленной гуманитарной программой, потому что у нас есть все учителя-предметники, а не везде они есть, потому что у школы хорошая репутация еще с советских времен, когда она была лучшей в районе, потому что до сих пор наши ученики побеждают на многих окружных и городских олимпиадах, потому что большой процент детей, окончивших эту школу, поступает в вузы...
И мы, родители, все это сами видим, поэтому закрываем глаза на многие проблемы... Но карманы наши не бездонны, и кардинально решить проблему - разгрузить классы, школу, выделить на ее оборудование деньги - мы не можем, это должно сделать государство.
Мы можем, вооружившись новыми СанПиНами, требовать от директора соблюдения тех правил, которые в его компетенции. Например, чтобы учебных часов в неделю было не больше, чем позволено санитарными нормами. И чтобы расписание было составлено по научному грамотно: самые тяжелые дни - вторник и четверг, а в понедельник, среду и пятницу - нагрузка полегче. И чтоб большая перемена была 30 минут или две больших - по 20: дети должны успеть поесть, отдохнуть. И чтоб уроки физкультуры проходили при открытой в зале фрамуге. И чтоб учителя проветривали классы на перемене, а рекреации - на уроке, а не наоборот, как некоторые из них норовят сделать. И чтоб туалеты мылись после каждой смены, а не раз в день. А посуда в столовой промывалась с добавлением моющих средств, а потом дезинфицировалась, ополаскивалась горячей проточной водой и сушилась. Мы можем все это требовать, и за это спасибо Главному санитарному врачу РФ Г. Онищенко.
Но все-таки главный вопрос так и остался для меня, неискушенной, без ответа: кто сильнее - слон или кит, кто в нашем случае главнее - тот, кто дает школе деньги, или тот, кто требует от нее соблюдения правил и норм, которые школе не по карману? А от того, кто из них сильнее и главнее, зависит, изменится ли санитарная обстановка в школах или нет.