Подведены первые итоги состоявшегося в апреле централизованного тестирования выпускников. В этом году оно проводилось по тестам и процедуре, максимально приближенной к технологии проведения единого государственного экзамена. Однако при любом объективном варианте испытаний количество выпускников, демонстрирующих неудовлетворительную подготовку, остается стабильно постоянным.
Куда пропадают неуспевающие?
ВОЗЬМИТЕ журнал выпускного класса в любой школе, откройте его на любой странице, и вы увидите итоговые "пятерки" у 5-7, а то и 15 учеников из 30. Тестирование дает другой результат: 5-6% отличников, причем по любому предмету. А 5% от 30 - вовсе не 15 и даже не 5, а всего полтора ребенка.
Впрочем, оставим в покое отличников. Есть и другая "цифирь", убивающая своим постоянством. Это число двоечников, которых независимо от предмета по итогам тестирования "получается" 25-30%. То есть 7-10 детей в классе из 30 человек объективно должны иметь в графе "годовая отметка" двойку.
Еще раз проглядите журналы. Может, одна какая и всплывет. Да и то только в 9-м классе, где, в отличие от 11-го, с одной двойкой до экзаменов допускают. А ведь журнальные оценки идут потом в аттестат. Теперь понятно, почему результаты тестирования так не нравятся учителям и местному образовательному начальству.
Но ведь аттестаты получают практически все выпускники. Каким образом? Директивным. Пока ЕГЭ считается экспериментом, при получении двойки на экзамене выпускнику в аттестат разрешено ставить оценку на балл выше. Год окончания эксперимента - 2005-й. Прогнозируемое количество выпускников - 1,4 млн человек. И что? Треть из них, получив "пару" хотя бы по одному предмету, останется без аттестата?
Предметы президентской гимназии
АБИТУРИЕНТСКИЙ тест на централизованном тестировании (ЦТ) по любому предмету "стоит" 100 баллов. По каждой учебной дисциплине российские выпускники в среднем набирают ровно половину. При этом разброс полученных плюсов по разным типам учебных заведений весьма незначителен.
Так на усложненных вариантах экзаменов по предметам естественного и физико-математического циклов разница между лицеями и обычными школами не превышает 7-8 баллов. Наибольший разрыв - 9,1 балла - на "усиленной" биологии, где школьники в этом году набрали в среднем 45,6, а лицеисты 54,7 балла.
Самая существенная разница - 13,5 и 15,2 балла - по немецкому и французскому языкам. Их российские гимназисты вообще знают лучше любого другого предмета, на 60,7 и 58,2 (абсолютные рекорды этого года) балла соответственно. Зато школьники - всего лишь на 47,2 и 43,0. И такая ситуация продолжается уже третий год подряд.
И что в связи с этим дискутировать о профильной школе? Профиль-то есть. И физматовский, и естественный, и гуманитарный. Есть и в лицеях, и в гимназиях. А серьезные различия в результатах между ними и обычными школами - только по любимым языкам нашего президента.
Чьи двойки лучше?
ВООБЩЕ, июнь своего рода "юрьев месяц" для наших школьников и их родителей. После начальной школы можно попробовать перейти в гимназию. После девятого класса - в лицей. Вопрос только в том, стоит ли? Ведь, как показывают результаты ЦТ, уровень обучения во всех этих типах учебных заведений примерно одинаков.
При этом гуманитариев чуть-чуть лучше учат в гимназиях, а математиков и "естественников" - в лицеях. Но именно "чуть-чуть". Разница редко превышает 2-2,5 балла, исключая опять-таки языки "президентского профиля".
Да, гимназисты и лицеисты на ЦТ больше 75-80 баллов, то есть пятерку, получают в 2-3 раза чаше, чем выпускники школ. Но от двоек ни лицеи, ни гимназии не спасают. Двоечников они на тестировании дают не намного меньше, чем обычные школы.
Но двойки они и есть двойки. И только зачем ездить за ними на другой конец города. Понятно, что на экзамене в родной гимназии выпускника никто не "засыплет". Тройку все равно поставят. Только вот статистика ЦТ четко свидетельствует, что все разговоры о том, что гимназическая тройка равна пятерке в обычной школе, соответствуют истине процентов на 15, не больше.
Прощай, аттестат!
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦТ доказывают, что все выпускники 2006 года могут остаться без аттестатов. Арифметика проста. Если процент двоечников окажется таким же, как и сейчас, на уровне 25-27%, то каждый одиннадцатиклассник на одном из пяти экзаменов ЕГЭ вполне может получить свою среднестатистическую "пару".
А что, вполне прогнозируемая ситуация: физики не сдадут обязательный русский язык, гуманитарии не справятся с опять-таки обязательной математикой. Это сейчас, когда в школах с большим количеством выпускников алгебра с сочинением разнесены по срокам, математические классы решают задачки гуманитарным, а те, в свою очередь, пишут им сочинения. И все шито-крыто. А когда каждый экзамен будет у всех в один день?
Пора что-то решать. Можно, конечно, снизить "двоечную" планку с нынешних 36-42 баллов в зависимости от предмета до 15-20. Именно так было в первый год проведения ЕГЭ, чтобы не сильно шокировать общественность реальными цифрами. Но 5-6% не набрали и столько. И это вместо прежних десятых долей процента неуспевающих по результатам экзаменов, проводимых в самой школе.
Можно оставить нынешнюю "экспериментальную" систему, когда при "егешной паре" в аттестат идет "тройбан" из классного журнала. Но тогда "кто кого" перевесит в приемной комиссии вуза? Можно не выдавать аттестат, если на ЕГЭ ребенок получил не одну двойку, а две или три. Можно предложить еще дюжину вариантов. Но решат за нас все равно в министерстве. Решат, что выдавать. А вот что решатся ли вузы принимать "двоечников", если выпускников только с положительными оценками на всех вдруг не хватит? И что вообще будет делать страна с массой "недоучек", которых у нее пока вроде как не было? Вот в чем вопрос, который встанет ребром всего через каких-то три года.