67

Новые хитрушки аферистов

Эта новейшая мошенническая технология появилась на рынке недвижимости совершенно недавно. Для этого либо создается новая риэлторская псевдофирма, благо лицензироваться сейчас не надо, либо на этот путь скатываются некоторые "старые" фирмы.

Фирмы зарабатывают на авансах. Как? Об этом рассказывает главный эксперт корпорации "ИНКОМ-недвижимость" Михаил Раздольский.

СУТЬ аферы проста. Приходит в агентство недвижимости клиент, ему подбирается квартира. Если она ему нравится, то для того, чтобы ее "застолбить", он должен внести аванс. Затем за ту же квартиру фирма принимает еще авансы. Их количество может доходить аж до 10. Тем более что законодательство не запрещает принимать авансы и задатки за одну и ту же квартиру. Но задаток фирмы не берут, так как его надо возвращать в двойном размере, что для них является невыгодным в случае провала "операции".

После того как собрано 8 или 10 авансов, фирма начинает производить между клиентами торг. Они говорят, что, мол, денег не хватает на расселение, и покупателей просят доплатить энную сумму. И кто даст больше, тому эту квартиру и продают. Но в этом случае оставшиеся 7 или 9 авансов нужно клиентам возвращать. Вот тут-то и начинается самое интересное. Фирма старается этот возврат всячески задержать, они его прокручивают, получая себе дивиденды. Клиенты звонят, приходят, требуют. Работники же фирмы под разными предлогами удерживают деньги, как говорится, тянут до последнего. Но как только они узнают, что клиент подает на них в суд, то тут же деньги ему возвращают. А до суда порой проходят месяцы. Богатые же клиенты иногда плюют и забывают. Не будут же они из-за нескольких сот долларов таскаться по судам. Что фирме и нужно. Так 2-3% клиентов теряют свои деньги. Но если даже один человек отказался выцарапывать свои деньги, так-то операция и окупается. Это статья дохода, кстати очень даже приличная.

Давайте еще раз посмотрим, из чего складываются доходы фирмы. Первый источник - это проценты от прокрутки авансов. Второй - кто потерял аванс на законном основании (например, не смогли собрать всю сумму, чтобы заплатить за квартиру). Третий - продажа по завышенной цене, когда фирма объявляют на продаваемую квартиру конкурс. И четвертая - запутывание покупателя. О ней мы поговорим чуть подробнее.

Дело в том, что все основные положения об авансе прописываются в контракте. Но у нас не всегда все делается по закону, чаще по понятиям. Вам, к примеру, звонит человек и, представившись, что он звонит от Васи, говорит, что тот просил передать - сделка переносится на следующий день. Мол, ничего страшного, все в порядке, просто так сложились обстоятельства. Здесь следует сказать, что в деловом мире принято, если что-то переносится, то обязательно составляется бумага, то есть все изменения вносятся в контракт. Если в нем написано, что в такой-то день, в такое-то время вы должны явиться по такому-то адресу и иметь при себе деньги, то в этот день вы и должны прийти. Если пришли завтра, то аванс "сгорел". Для того чтобы перенести сделку, нужно написать новый срок действия контракта. Если он не подписан всеми сторонами и не скреплен печатями, то такой документ юридической силы не имеет. Если вам утром по телефону сделку отменили, а вечером приходит уведомление, что в связи с тем, что вы не явились на сделку, ваш аванс конфискован. И здесь ничего сделать нельзя. По закону будет все правильно. Потому телефонный звонок делает либо помощник менеджера, ведущего сделку, либо подставной родственник продавца, которые не несут за это никакой ответственности. На фирме могут сказать, что это происки конкурентов. Или, мол, вы сами это придумали, так как не хотите покупать, а деньги хотите вернуть. Поэтому, если нет письменного уведомления, то необходимо приехать с деньгами в назначенный час, составить акт со свидетелями, что они приезжали, но фирма не могла этого сделать и т.д.

Как не попасть в подобную ситуацию? Понятно, что крупные и уважаемые агентства недвижимости не станут этого делать никогда. А средние и малые могут воспользоваться ситуацией и подзаработать таким образом. Поэтому нельзя в небольшие фирмы, а особенно в те, которые были созданы недавно, обращаться без рекомендации. Но если таковых нет, а квартира, которую продает неизвестная фирма, вам очень нравится, то постарайтесь узнать как можно больше об этом агентстве. Пути могут быть самые разнообразные: от консультации в крупной фирме до получения информации у общественных организаций (МАГР, РГР или ГРМО).

Ловят, как правило, простаков на этот крючок дешевой квартирой. Так вот, хочу сказать - не стоит забывать о том, что никогда сверхдешевое не бывает хорошим. А в итоге получается, что горечь плохого качества ощущается даже тогда, когда сладость низкой цены давно забыта.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно