Примерное время чтения: 5 минут
153

[Есть ответы] Вопросы министру образования от 15.08.2003

- с таким предложением в прошлом, июльском номере мы обратились к читателям. Пришло более ста вопросов. Для первой беседы мы отобрали из них четыре самых распространенных (многие вопросы дублируют друг друга). А в следующем номере наш разговор с министром мы продолжим с учетом новых вопросов.


- Много говорят о том, что ЕГЭ - это эксперимент и участие в нем добровольное. А вот мой сын, например, не хочет в следующем году сдавать единый экзамен. Как нам быть?
Светлана Горячева, по телефону

- Когда мы говорим о добровольном участии в эксперименте, речь не идет о том, что решение принимает каждый ученик. Решает регион. Министерства образования подают заявки, а мы оцениваем, готовы ли они выполнить условия, которые мы выставляем. Должны быть созданы соответствующие региональные центры по обработке информации. Эти центры должны обеспечить оперативную связь, охрану в школах во время экзаменов. В школе не должно быть ни одного учителя, только директор - для наведения порядка, и это тоже должны обеспечить центры. Кроме того, они отвечают за безопасность транспортировки в школу пакетов с заданиями и доставку результатов обратно в центр обработки информации. То есть на них падает большая нагрузка.

К сожалению, Светлана не оставила информацию о том, в каком регионе она проживает. Поэтому о планах проведения ЕГЭ в школе сына ей нужно поинтересоваться в своем Министерстве образования.


- Сейчас в стране очень сложное экономическое положение, не хватает денег на многие социальные программы, а вы разворачиваете новый эксперимент, который требует серьезного финансирования. Не выгоднее ли, с экономической точки зрения, усовершенствовать существующую систему окончания школы и поступления в вузы?
Сергей Швырев, г. Москва

- Когда подсчитали деньги, которые тратятся на единый экзамен, то оказалось, что он стране обходится примерно в три с лишним раза дешевле, чем традиционная система выпускных экзаменов. В школе экзамены принимают учителя, они получают зарплату. Одновременно в июле на вступительных экзаменах в вузе работает примерно 60 тысяч человек - и это только преподаватели, я не беру в расчет обслуживающий персонал, который должен вместе с ними работать. Так вот, если все просуммировать, окажется, что это большая экономия для бюджета страны в целом. Но самая главная, огромная экономия - в семейном бюджете, потому что ребятам не надо будет никуда ехать, чтобы сдавать вступительные экзамены в вузы.


- В следующем году я оканчиваю школу и буду сдавать единый экзамен. Собираюсь поступать на филологический и, признаюсь честно, не уделял достаточное внимание ни математике, ни химии. Рассчитывал, что свою тройку все равно получу. А сейчас боюсь, что по ЕГЭ "нахватаю" двоек и испорчу аттестат.
Николай Ермилов, Моск. обл.

- На самом деле сейчас в эксперименте заинтересованы даже самые слабые школьники. Если ученик по итогам года имеет тройку, ему не надо бояться, тройка в аттестате ему гарантирована. Но так будет только в течение эксперимента. Когда на ЕГЭ перейдут все регионы, таких поблажек уже не будет.


- Как при новой системе будет учитываться полупроходной балл в вузе? Какими критериями будут руководствоваться при составлении рейтинга?
Екатерина Смелякова, г. Курск

- Ничего принципиально нового в выборе критериев не будет. Как мы принимаем в вуз сейчас, без ЕГЭ? Вначале смотрим, есть ли медали. Потом - какой у абитуриента средний балл по школьному аттестату. Если одинаковые цифры - у кого выше оценка по профильным предметам, например по математике. Вот и все. Когда эти показатели расставишь, список абитуриентов легко ранжируется и полупроходной балл становится просто проходным. То же самое с единым экзаменом. Вот, например, в Университет Дружбы народов на математический факультет на 50 мест прислали заявки 70 человек, все медалисты. Но теперь-то пятерка у всех медалистов разная. У одного 74 балла, у другого 84, а у кого-то 95. Всех медалистов мы ранжируем по порядку и подводим черту под тем, у кого балл выше. Поэтому схема приема, которую мы планируем внедрить с 2005 года, очень четкая. Вузы получают от абитуриентов данные. Как - неважно: по почте, по интернету или же ребята их привозят сами. Эти данные, как и сейчас, заносятся в компьютер. Но при этом нажимается еще одна кнопка, которая посылает все это в общероссийский интернет-сайт, где прописаны все вузы страны и все их специальности. Там же - все абитуриенты: фамилия и справа баллы. И все родители в течение июля будут видеть на сайте, где ребенок находится в любом вузе. В одном - выше, в другом - ниже черты проходного балла. А специфика вузов будет учитываться по следующим категориям. Первая - вузы культуры, искусства, спорта и, возможно, военные вузы. Для них будут введены дополнительные вступительные испытания. Вторая: вузы с программой углубленного изучения. Это, например, физтех, мехмат МГУ и так далее. Ну и, наконец, определенные квоты - пять, семь или десять процентов - мы выделим для приема в высшие учебные заведения по своим правилам. Мы им скажем: хотите, принимайте к себе способных, хотите - детей ваших сотрудников, хотите - чемпионов России, мастеров спорта. Принимайте, ведь и раньше все равно принимали. А вот для всех остальных, когда будут равные баллы, будет прописана единая процедура.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно