136

Как гены лягут...

Когда мы говорим про ребенка: "Вспыльчивый, как папа!" или "И ее мама в детстве была такой же тихоней", мы подразумеваем, что темперамент человек получает от своих предков по наследству. "Верны ли наши представления?" - спросили мы доктора психологических наук, заведующую лабораторией Психологического института РАО Марину ЕГОРОВУ.

Наследство потомкам

Когда-то в старой классической психологии выделяли четыре основные типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд определенных психологических свойств. Например, сангвиники - это люди жизнерадостные, уравновешенные, отличаются быстрой реакцией. А флегматики - инертны, спокойны, на все реагируют медленно, зато упорны и трудолюбивы.

Но современная практическая психология не считает, что по наследству может передаваться вся группа психологических особенностей, которая объединяется общим понятием - тип темперамента. Было бы наивно считать, что у сангвиников рождаются сангвиники, а у флегматиков - флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента, они передаются не через один какой-то определенный ген, а через группу генов. И пока ученые установили только три отдельные черты, которые переходят от предков к потомкам:

- общительность (или необщительность - у каждой особенности есть два полюса),

- двигательная активность - высокая или низкая,

- эмоциональность - с негативным фоном или с позитивным, радостным.

"Тихоня" и "душа компании"

Вообще-то всем маленьким детям свойственна настороженность к чужим, но необщительных людей в младенчестве просто обуревает страх незнакомцев. Первые его проявления можно заметить у таких детей уже в 4 месяца, когда остальные младенцы еще доброжелательно встречают всех, склонившихся над их колясками.

А в 6-8 месяцев этот страх уже хорошо заметен. Малыш прижимается к матери, когда видит чужих людей, отворачивается, плачет, долго не может привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым общался постоянно, например папу, если расстался с ним на 3-4 недели. Такие дети боятся новых игрушек и новых вещей, они устают от громких звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им очень тяжело в детском саду, они не играют с другими детьми, в школе у них мало друзей и они трагически переносят любые изменения в своей жизни: не только переход из одной школы в другую, но даже смену соседа по парте. И, повзрослев, они все также будут держаться в тени.

Их антиподы - дети очень общительные. Маленькие - они всем надоедают своей болтливостью, они всюду встревают, на уроках тянут руку вверх не потому, что знают, как ответить, а потому, что устали слушать и хотят говорить сами. Подростки и взрослые - они легко становятся лидерами или душой компании. Но суперобщительные и радостные могут получиться уж больно простоватыми, им может не хватать чуткости и тонкости восприятия.

"Бука" и "колокольчик"

Дети, родившиеся с негативным эмоциональным фоном, в младенчестве начинают день с плача, они сразу просыпаются в дурном настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от печали. В школе они отличаются большой тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом возрасте их бросает из крайности в крайность, эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение легко сменяется плохим. Это с ними приключаются такие истории, когда предмет человек знает, а на экзамене так мандражирует, что ответить ничего не может.

А на другом полюсе - люди, родившиеся с радостным эмоциональном фоном. Такие в детстве просыпаются с улыбкой на устах, рано начинают смеяться, всегда всему радуются, эдакие колокольчики. В школе у них легко складываются отношения и с ровесниками, и с взрослыми, они нравятся окружающим. Такой "колокольчик" с легкостью становится лидером в младшей школе, он из тех, кто приглашает к себе на день рождения весь класс. У него легко проходит переходный возраст: он не бунтует, не объявляет войну родителям и учителям, его характер и в пубертате остается уравновешенным. В общем, удобный ребенок. И взрослым он будет приятным - контактным и не взрывным.

"Живчик" и "соня"

Наследственная двигательная активность хорошо изучена психологами.

Есть люди, которые всю жизнь громко говорят, быстро двигаются, с шумом распахивают двери... Они все делают энергично, и энергия у них не кончается. В раннем детстве такие "живчики" отличаются смышленым умом. Дело в том, что моторная активность малышей тесно связана с интеллектуальным развитием: кто больше обежал углов и больше разломал машинок, тот больше успел увидеть и узнать. Примерно в 5 лет связь между моторной активностью и развитием интеллекта пропадает. А позже "живчики", наоборот, могут отставать от сверстников в развитии, потому что на уроках им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются.

Их антиподы - дети малоподвижные, вялые, как бы спящие на ходу, обычно не настораживают взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он все-таки всегда живее взрослого.

Вялые плохо спят в младенчестве, их эмоции проявляются слабо: они не плачут, а попискивают, обычно плохо едят, засыпают во время кормления.

В детстве они медленнее развиваются, чем их энергичные ровесники: им будет чуть труднее учиться, они накопят чуть меньше знаний... Эти "спящие красавицы и красавцы" в школе могут оказаться в троечниках. Но если им уделять побольше внимания, заниматься с ними специально, не полагаться на то, что они сами все в жизни схватят, к взрослому возрасту они вполне могут по интеллекту и обогнать энергичных ровесников.

Как сгладить крайности

Темперамент - это только предпосылка к тому, как человек будет вести себя в жизни, считают сейчас ученые. Генетические особенности свойств психики - не окончательный диагноз, есть еще воспитание родителей, свой собственный сознательный контроль, влияние интеллекта - все то, что может сгладить крайности: притушить утомительную активность "живчика", например, взбодрить вялого "соню" или придать уверенность "тихоне".

Многочисленные исследования, самое представительное из которых - Нью-Йоркское лонгетюдное исследование темпераментов, начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор, доказали, что генетические особенности темперамента поддаются коррекции, психика человека пластична. Врожденные психологические особенности можно сгладить, и легче всего это сделать в детстве.

  • "Тихоню" надо учить общаться с другими детьми, не давать ему замыкаться на бабушке. Сначала у себя дома, в привычной обстановке. Заранее проговорив, во что, как и где "тихоня" будет вместе со своими гостями играть. Очень важно, чтобы первый визит гостей прошел гладко - положительный опыт общения "тихоню" поддержит.

    Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию детей, как щенка в воду, замкнется еще больше! И когда подрастет, в школе защищайте его от нападок учителей и других взрослых, он должен чувствовать, что у него есть крепкие тылы.

  • Всем хорош "душа компании", только бы не вырос глуповатым. Его как можно больше надо развивать интеллектуально, чтобы научился рефлектировать - оценивать себя со стороны. Ведь мы начинаем задумываться, что мы представляем собой, только когда у нас не складываются отношения с другими людьми. А когда ты всем нравишься, нет и повода для самоанализа, для самосовершенствования.

  • "Живчикам" надо помочь израсходовать физическую энергию. В спорт их, в спорт! Впрочем, физическая активность меньше всего поддается коррекции, так что энергия в вашем "живчике" будет клокотать до седых волос.

  • С вялыми "сонями" надо заниматься в том темпе, который им по силам. Увидели, что ребенок устал - дайте ему отдохнуть. Отдохнул - сажайте его читать, считать, развиваться снова. И так не спеша, все объясняя и все разжевывая, гните свою линию.

  • "Букам" надо внушать уверенность в себе, искать им надежного друга-скалу, к которому можно прислониться.

  • А "колокольчики" - счастливый тип - никаких изменений не требуют, им и расти интеллектуально легко, они и запросто вписываются в любой коллектив.

***

Но вот мы ценой продуманных, упорных, многолетних усилий сделали-таки из своего замкнутого ребенка вполне контактного человека, например. Или из "буки" вырастили вовсе не плаксивого невротика, а вполне устойчивую ровную личность. А какие у нас будут внуки? Угадайте с трех раз!

В том-то и парадокс, вполне вероятно, что нам снова придется проявлять свой недюжинный педагогический талант: у вполне адаптированных наших детей могут родиться "тихони" и "буки"! Ничего не попишешь - наследственность. А вот какие свойства темперамента нашим внукам перейдут от папы, а какие от мамы - ученые предсказать пока не могут, тут уж как гены лягут!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно