Не успели мы прийти в себя после событий на Дубровке, как столицу потряс новый страшный теракт в метро, затем - катастрофа в аквапарке... Все средства массовой информации постоянно обсуждают эти события. Мы обсуждаем их в семьях и на работе, обзваниваем друзей и знакомых, интересуясь, все ли у них в порядке. И очень часто рядом с нами дети дети. Они тоже видят страшные кадры, слышат тревожные разговоры взрослых. Они тоже переживают трагические события, но по-другому и часто более глубоко, чем взрослые.
МНЕ приходилось вести психотерапевтические группы с детьми, испытывающими по разным причинам психологический дискомфорт: у одних не складывались отношения с одноклассниками, у других - с педагогом, кто-то тяжело переживал развод родителей или чувствовал себя потерянным после рождения младшего ребенка. Но как бы ни были тяжелы личные переживания ребенка, теракт или другая глобальная катастрофа всегда оказывает сильнейшее давление на его психику.
В рисунках и историях, которые сочиняли дети на психотерапевтических занятиях после 11 сентября, явно прослеживался один и тот же сюжет. В общих словах его можно сформулировать так: "Уничтожить всех и начать жить заново". Этот сюжет отрабатывали очень разные по характеру дети, пришедшие на занятия с самыми разными личными проблемами.
Вот некоторые из этих историй.
Миша, 1-й класс: "Человек стал ураганом. Он хотел всех сдуть. Он разозлился, что все время шумят и летают самолеты. Самолеты шумят и что-то скидывают. Ну, бомбы, например. Он все уничтожил, и ничего на земле не осталось. Ему стало скучно. И он опять построил мир. И стало весело, и никогда он больше ничего не сносил".
Вероника, 2-й класс: "Это Уголь. Он жил в пещере. Ему туда все время стучали. Он разволновался, вышел и всех сжег. Но одна девочка туда, в пещеру, вошла, когда он вышел. Сам он умер. Он не смог вернуться в пещеру. Он все огнем спалил и сам растаял. А девочка в пещере осталась и жила спокойно. Когда вышла, земля уже опять позеленела, другая стала. Девочка стала жить снаружи. А ее бабушка, дедушка и родители оказались живы".
Коля, 2-й класс: "Это не кит. Это машина. Она всех рыб убивает острием. Внутри люди. Пять человек и капитан. Он плохой, злой. Одна рыба попала под винты, и голову ей снесло. Он поубивал всех в море и стал убивать людей. Летать и убивать. Потом полетел на Марс. Но там капитана убили. А на Земле один человек остался, в убежище. И люди опять размножились".
Истории разные, но суть их одна. Злой или разозленный герой уничтожает весь мир. Но где-то кто-то уцелел, и жизнь начинается заново, с чистого листа.
Злой герой в детских рассказах - это одновременно и образ злой силы, действующей в нашем мире, необъяснимой и непредсказуемой, и сам ребенок. Дети не только испуганы, они еще и разгневаны. Взрослые тоже бывают разгневаны после терактов, но они, как правило, быстро находят объект гнева - врага. Дети гневаются на весь этот опасный мир, где каждый может стать случайной жертвой. Дети уничтожают этот ужасный мир в своих фантазиях. А уничтожив его, превращаются в того единственного уцелевшего, который все строит заново. Строит мир, где нет злодеев, где не происходит ничего страшного, а пустоту можно заполнить тем, что знакомо и понятно.
Отдельный разговор, как все это проделывают дети с помощью фломастеров, красок, глины. Они вдохновенно "взрывают" и "проливают потоки крови", превращают в лепешку и разрывают на части. Потом взахлеб рассказывают, что погибли все, все, "даже червячки". А еще минуту спустя, слегка смущаясь от ощущения противоречия, объявляют, что где-то в подземной пещере, или на острове, или в космическом корабле выжил все-таки один человек, а может быть, еще его папа и мама, а может быть, вся семья в полном составе.
Так изживали свой страх перед трагическими событиями и свою злость дети на психологических занятиях. А как быть тем, кому не повезло в напряженное, насыщенное негативными эмоциями и страхом время общаться с психологом? Как вести себя с ними родителям, взрослым?
Первое. Постарайтесь, чтобы дети видели как можно меньше страшных кадров, слышали как можно меньше ужасающих репортажей и ваших пессимистичных разговоров. Даже на взрослых это производит тяжелое впечатление. Но взрослый понимает вероятностный характер событий. Мышление ребенка эгоцентрично. Для ребенка события разворачиваются непосредственно вокруг него. С его точки зрения, взорваться может именно тот поезд, на котором едет бабушка, а следующую сумку с тротилом подложат именно в его детский сад.
Второе. После трагических событий постарайтесь, чтобы ребенок в полной мере ощутил тепло семейного очага. Семья для него главная опора и защита. Моя знакомая в ближайшие выходные после взрывов на улице Гурьянова и Каширском шоссе организовала большой пикник для своей семьи и друзей, несмотря на прохладную осеннюю погоду. И сделано это было прежде всего для детей. Потому что сами жили в Печатниках, потому что в одном из взорванных домов погибла девочка из той школы, где учился ее сын.
Третье. Если ребенок делится с вами своими опасениями, не закрывайте ему рот словами "глупости", "такого не может быть", "думай лучше об уроках". Дайте ему высказаться и попытайтесь убедительно доказать, что его опасения напрасны. Объясните на доступном ребенку уровне, что причина катастрофы - это не абсолютное зло, влекущее за собой неизбежную гибель. Это вполне конкретные люди, природные явления, обстоятельства. Катастрофу можно предвидеть и даже предотвратить. А если она все-таки случилась, можно спастись. Неважно, если ваши аргументы не совсем соответствуют действительности и правилам формальной логики. Главное, ребенок должен им поверить. Скажите, например, что никто из ваших близких никогда не ездит в метро.
А если вы с ребенком все-таки оказываетесь в метро, обратите его внимание на камеры слежения, кнопку экстренной связи с машинистом, дежурных милиционеров. Объясните ребенку, что очень много людей заняты обеспечением вашей безопасности, что любого злодея обязательно заметят и обезвредят.
Четвертое. Играйте и рисуйте с ребенком. Не возмущайтесь и не возражайте, когда он разрушает сложную постройку из конструктора или "взрывами бомб" зачерчивает красивый рисунок. Лучше спросите, откуда бомбы и что происходит с только что построенным замком. Дайте развернуться сюжету. Вы увидите и услышите примерно то же, что и я на занятиях с детьми.
Детская психика залечивает свои раны с помощью доступных средств. Ребенок уничтожает мир, такой красивый и привычный, но вместе с тем такой злой и страшный. Уничтожает совсем. Чтобы когда-нибудь, не обязательно сразу, построить мир заново, с чистого листа.