Примерное время чтения: 12 минут
203

От школьного стресса к демографической катастрофе

Ученые-демографы уже десятилетие бьют тревогу: "Караул! Вымираем!" Ежегодно население России сокращается почти на миллион человек. На вопрос: почему это с нами происходит? - ответ есть и у доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного. Ученый, врач, педагог, "Человек года в образовании-2000", он почти тридцать лет занимается детским здоровьем.

- Владимир Филиппович, сейчас в средствах массовой информации часто говорят о феномене "русского креста". Как вы можете оценить ситуацию в нашей стране с позиции детского врача?

- У нас сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Уже несколько поколений здоровые люди практически не рождаются. Речь идет о неуклонном ухудшении физического, психического и нравственного здоровья, понижении резервов жизнеспособности населения в нескольких поколениях. В итоге - депопуляция, то есть вымирание русского народа, других народов России. И происходит это не только в силу сложившихся социальных и экономических условий. В обществе исчезает главная доминанта - нацеленность на ребенка, семью, и, как следствие, появляются чуждые природе воспроизводства полноценных людей модели воспитания и обучения.

- Вы - известный ученый, детский хирург, автор и разработчик многих методик здоровьеразвивающей педагогики. Ваша последняя книга называется "Школьный стресс и демографическая катастрофа России"...

- Готов ответить за каждую строку в этой работе. Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от школы. Поэтому мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинную профилактику болезней.

- Неужели основы всех проблем нашего здоровья закладываются в школе?

- Там подавляются и заглушаются требования природы, детского организма - как можно больше движений, рукотворчества, живых ощущений окружающего мира, созидательных эмоций, не берутся в расчет, снимаются так необходимые растущему организму силовые нагрузки на опорно-двигательную костно-мышечную систему. И что в результате?! Мы вынуждаем перестраиваться весь остеосинтез, насильно формируем расслабленную костную структуру.

Наши исследования показали - сегодня уже практически не осталось детей, у которых не возникали бы школьные проблемы. Чаще всего мы слышим от учителей - дети пошли не те.

- Вы не согласны?

- А может, уже давно у нас учителя не те?! Вместо специалистов по ребенку педвузы гонят специалистов по математике, физике, химии, "ъ" и "ь" знакам и т.д. Одиннадцать лет "великого сидения", и мы имеем отрешенных от реальной жизни людей - инфантильных, безвольных, с бедной эмоциональной сферой. Более того, при безволии интеллект всегда становится на службу инстинктам.

Хотим мы этого или нет, но нам пора осознать неумолимость биогенетического закона: телесно и духовно инфантильные молодые люди, пораженные массовыми школьными недугами, вступая во взрослую жизнь, рожают еще более хилое, болезненное и нежизнеспособное потомство.

- Вы возглавляете Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области. Можете ли вы подтвердить ваши выводы материалами научных исследований?

- Наши специалисты проанализировали состояние здоровья детей из разных российских регионов. В начале 90-х эти ребятишки начали учиться в первых классах: 90-95% детей оказались с хроническими заболеваниями. И эти данные подтверждают те, которые приводит Научный центр охраны здоровья детей РАМН, возглавляемый известным ученым, педиатром академиком А. Барановым.

Среди сельских ребятишек здоровых еще меньше. Они больше страдают дефицитом веса, попросту, недоедают, и питание их низкокалорийное, не говоря уже о его несбалансированности.

Сегодня, согласно официальному документу Минобразования (N220/11-12 от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60-70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения. И эти данные получил Институт возрастной физиологии РАО! А из массовых пограничных психических нарушений расцветет потом целый букет: и пиво, и блуд, и наркотики, и преступления, и явные психические нарушения, и т.д.

- И все-таки многим нашим читателям, наверное, трудно будет поверить, что в основе демографической катастрофы - школьный стресс...

- Есть наши ненаучные "ощущения", и есть факты. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором - органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы. У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет - болезни костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным недугам - нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника - добавляются считавшиеся прежде "взрослыми" заболевания - гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т.д. Идет обвальное разрушение детородной конституции.

На наших с вами глазах происходит величайшая трагедия: угасание жизнеспособности нашего народа. Национальная трагедия России! Да и не только России. Запад, создавший три столетия назад современную модель школы, тоже биологически вырождается.

- Но не в одночасье же это случилось?

- Нет, конечно. Вот краткая хронология событий. 60-70-е годы. Школа - на пороге массового обучения с шести лет. Пока - эксперимент. Эксперимент над детьми! И что показал всего лишь один год учебы? Академик, авторитетнейший ученый в области школьной гигиены Г.Н. Сердюковская обращает внимание общества: "На усталость жаловались 80 % шестилеток..., у некоторых замедлился рост..., у каждого четвертого ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе". Но сигналы тревоги никого не остановили, и конвейер школьного стресса был запущен на полную скорость.

80-е годы. Академик Е.И. Чазов, будучи министром здравоохранения, восклицает: "За голову хочется схватиться - до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да, да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами, среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?"

90-е годы. Тогдашний министр образования Е.В. Ткаченко: "И тут я впервые узнал, что для 7-8-летних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете... За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить. Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит, там не та педагогика..."

Добавлю к этим красноречивым высказываниям слова вчерашнего министра образования В.М. Филиппова: "За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!"

- Получается, что в течении почти 50 лет наша система школьного образования постепенно изменялась только к худшему?

- Да, из российских школ долго и упорно изгонялось все, что развивает детей, формирует их зрелыми и здоровыми: осмысленное вдумчивое чтение, не вызывающее судорожных зажимов пальцев руки каллиграфическое письмо перьевой ручкой, физическое, художественное, музыкальное воспитание, рукотворчество, ГТО. На свалку свезли "устаревшие" парты с наклонной поверхностью, которые подбирались по росту учеников.

Взять хотя бы музыкальное воспитание. Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки. Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. И в первую очередь песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека. Великий Глинка говорил: "Песня - душа народа". К сожалению, с огромной горечью приходится констатировать тот факт, что эту душу из народа практически вынули.

Я говорю о профилактике, о воспитании у ребенка бескорыстия, духовного противоядия, неприятия грязи и мерзости с помощью музыки, через хоровое творчество. И делать это надо в первую очередь с младых ногтей через детский сад и школу, строго следуя оставленной нам заповеди К. Д. Ушинского: "Запоет учитель - запоет школа, запоет школа - запоет страна". А на каком месте у нас этот предмет в школе? Надо немедленно вернуть созидающую музыку, песню детям в систему образования. Это же так естественно и просто.

- Да, выводы напрашиваются нерадостные. Но вы говорите: "Педагогика не та", "школьник стонет"... Где же "та" педагогика, и так ли уж все безнадежно?

- Дело в том, что истоки и причины детского нездоровья имеют не медицинский, а педагогический характер. Повторяю уже почти 30 лет: ничто так не разрушает здоровье детей, как существующая организация учебно-познавательного процесса в школе и детском саду. Это уже не раз доказано. Но родители, педагоги, чиновники управлений образования не хотят слышать неудобную для себя истину, т.к. недвигающийся ребенок сегодня для всех удобен! Так что проблемы здесь глубинно-психологические. Но вполне преодолимые, как показывает жизнь.

Мой совет, прежде всего родителям (бабушкам, дедушкам): не надейтесь, что кто-то в школе или министерстве, или в высшей власти беспокоится о вашем ребенке больше, чем вы.

Допустим, вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал инвалидом. Так не ждите - действуйте! Потребуйте от директора школы (он - единственное юридическое лицо, кто несет ответственность за сохранность здоровья учащихся), от органов образования, чтобы они строили учебный процесс в школе по здоровьесберегающим методикам. Такую программу (единственную в России) Минздрав утвердил еще в 1989 году при непосредственном участии ученых из Сибирского отделения РАМН, в структурах которого в те годы я возглавлял научную лабораторию детства. Программа называется "Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детсадах и школах". Ваше родительское право - потребовать ее выполнения. Действующие законы - на вашей стороне. Назову несколько из них: "О гарантиях прав ребенка", "Об охране здоровья граждан", "Об образовании". Понимаю вашу боязнь (а точнее страх) испортить отношения со школой. И все-таки попытайтесь постоять за самое дорогое - здоровье своего ребенка. Кроме вас, это не сделает никто! Вы сумели дать жизнь ребенку - сумейте его и защитить! Если бы удалось подвигнуть на это святое дело родительские комитеты и попечительские советы, которые заняты в основном поборами на ремонт, на подарки учителям, на оборудование директорских кабинетов! Не поддавайтесь ссылкам на отсутствие финансов и материальных средств. Все школы (о так называемых "элитных" помолчим) бедствуют. Однако в одних думают о своих воспитанниках, берегут их здоровье и стараются улучшить. В других - стеклянные глаза и... деньги! Затраты невелики. Скажем, сделать конторку (это такая тумба с наклонной столешницей, - что-то вроде небольшой трибуны для оратора, которая ставится на ученический стол). Во время урока ученик периодически встает за конторку и работает - пишет, читает, рисует стоя. Это один из эффективных методов разгрузки опорно-двигательной системы от утомительного сидения и профилактики болезней позвоночника. А отказаться от бездумного и безумного чтения на скорость и вовсе денег не требуется - было бы желание и понимание в первую очередь руководителей образования. Но это лишь некоторые штрихи предлагаемой нами программы, имеющей под собой фундаментальную научную базу. Эффективность наших технологий и системы воспитания здоровых развитых детей многократно подтверждены экспертизами академической науки, еще в 80-х годах поддержаны Сибирским отделением АМН СССР и известными учеными, защищены 44 патентами.

Суть наших технологий - в строительстве учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и "зрительных горизонтов", на основе ситуационно-образного моделирования, единства слова, образа и действия, национально-культурных традиций, художественного рукотворчества и так далее. Такая школа укрепляет и развивает здоровье, способствует более глубокому и прочному усвоению знаний. Технологии просты, доступны, не требуют больших финансовых затрат. А вот если директор не слышит вас - действуйте в соответствии со статьей 108 УПК.

- Владимир Филиппович, вы бьетесь за детское здоровье почти тридцать лет. Есть ли результаты?

- Там, где люди сумели вырваться из скорлупы косных стереотипов, есть убедительный опыт работы по нашим технологиям и отличные результаты. Начинали мы еще в 70-е годы в Красноярском крае на отдельных школах. Единичные школы разбросаны сегодня по всей России (более 1000 школ и детских садов. - Л.Г.). Получен положительный опыт на Украине, в Белоруссии. Широкомасштабный эксперимент социальной здоровьеразвивающей педагогики в 90-е годы был проведен в Республике Коми под руководством ее бывших главы Ю.А. Спиридонова и министра образования Н.А. Садовского. Позже инициативу подхватили губернатор Ставропольского края А.Л. Черногоров со своими ближайшими помощниками.

В различные годы в Республике Коми число школ и детских садов, работавших по здоровьеохранительной программе, достигало 480 учреждений! И это в "завальные" 90-е! Разве это не подвиг учителя?! В итоге в наших школах дети растут совсем другими, до 95% сохраняют и укрепляют здоровье, в то время как столько же его теряют в условиях разрушительного обучения. Все, кто хочет посмотреть наши технологии в действии, могут побывать в 760-й московской школе, где трудится замечательный коллектив педагогов во главе с Владимиром Юрьевичем Гармашом. Еще пример: 103-я школа города Железногорска Красноярского края (директор Е.Н. Дубровская). Здесь во всех классах, начиная с первого, введены лишь отдельные элементы программ - конторки, раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек и др. Но практически все выпускники признаются годными к службе в армии, до половины их и больше заканчивают школу с медалями. Замечательные результаты получены еще в 80-90 годы в г. Стрижевом.

Многое можно поправить - была бы воля родителей и педагогов. Через каких-то 10-15 лет мы получили бы другое поколение!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно