Примерное время чтения: 8 минут
100

Дети солнца

- так называют учеников СУНЦ - специализированной школы-интерната, основанной великим русским математиком Андреем Николаевичем Колмогоровым. Ее воспитанники во Славу Отечества покорили вершины многих престижных Олимпов. На закончившихся недавно крупных международных соревнованиях юных математиков они вновь - одни из самых лучших.

МАТЕМАТИКА - царица наук". Хрестоматийное выражение, знакомое каждому, но вызывающее почтение только у первоклашек. В следующих классах это почтение пропадает, появляется страх и каждый раз - мучительный вздох при слове "математика"... Отдельные индивидуумы при этом слове впадают в глубокую тоску; им снятся по ночам широкие пифагоровы штаны, равные во все стороны, да тощая крыса, похожая на таксу, которая шныряет по углам комнаты и делит их пополам; и кое-как несчастные дохрамывают на обе математические ноги (алгебру и геометрию) до выпускного класса.

Но есть люди, стремящиеся открыть "закон звезды и формулу цветка", способные в каждой висящей в воздухе пылинке увидеть планету и вычислить скорость ее вращения. Это - служители математики, люди, обладающие математическим даром, с которым, как и с любым другим, нужно родиться. Можно видеть мир глазами художника, а можно - глазами математика. И каждый раз это особое зрение, особое видение. Ни одно не исключает другое, но, дополняет и восполняет. Правда, понять математика все же сложнее, чем поэта или художника. Попробуйте-ка проникнуться гармонией тригонометрической функции, ощутить ее красоту и поэзию. Такой "чистейшей прелести чистейший образец" поймет не всякий. А те, которые понимают, попадают в математическую школу-интернат для одаренных детей имени Андрея Николаевича Колмогорова - Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ www.pms.ru), или солнце, как еще его называют. Но для этого необходимо пройти, одолеть три ступени. Первая - заочный тур. Главное здесь нестандартность и самостоятельность мысли, готовность изобрести велосипед, пусть с квадратными колесами или трехколесный, но - собственный! "Трехколесный со звонком - детство" - математическое детство, быстрое взросление, уже на втором туре переходящее в математическое отрочество. Второй тур - выезд преподавателей школы в регионы и личное общение с прошедшими первый тур. И, наконец, третий, самый запоминающийся, - летняя школа в Пущино. Сотрудничество преподавателей и учеников, работа и отдых, дополняющие друг друга. Ученики долго еще додумывают задачи. А у педагогов тоже задача: выбрать среди одаренных самых талантливых.

Так попадают юные математики в Колмогоровскую школу, для питомцев которой в МГУ впервые за 250 лет появилось звание "Учащийся Московского Университета"

Это не обычная общеобразовательная школа - словно островок в образовательном пространстве России она не похожа ни на одно учебное заведение. Это школа, все выпускники которой поступают в самые престижные вузы, но это не подготовительные курсы. С 1988 года на правах факультета приравнена к факультету МГУ им. М.В.Ломоносова, занятия проходят по вузовской системе: лекции, летняя и зимняя сессии, кафедры, а учителя школы - доктора и кандидаты наук - профессора и доценты МГУ, но это и не высшее учебное заведение. Что же? Школа научного творчества и интеллектуального мастерства. Кроме общеобразовательных предметов и двух обязательных спецкурсов многие ребята серьезно занимаются наукой. Каждый по желанию может выбрать интересующую тему и работать над ней. Но они не похожи на замученных и изнуренных "зубрил" и "ботаников". Учиться трудно, но интересно и весело. В свободное время "физики" превращаются в "лириков": сочиняют стихи и пишут песни.

Эта школа, в которую возвращаются, из которой, уходя, не уходят. Бывшие ученики преподают в ней, реализуя главный духовный принцип династии колмогоровцев: "Родился сам - помоги другому"; встречаются, отмечают самый большой праздник - день рождения школы. Трудами преподавателей и выпускников создано Объединение сотрудников и выпускников школы. Главные задачи объединения: сохранение традиций, создание электронного музея, материальная помощь школе. Сотворчество учителей и учеников создает особый дух школы, который ощущается сразу. Каждый учитель - личность, человек, болеющий за будущее Российской науки и полностью отдающий себя тем "ежикам" (ежи - ученики "Е" и "Ж" - одиннадцатых классов), которые учатся в школе-интернате.

АЛЕКСАНДР Александрович Русаков двадцать девять лет преподает в школе математику. По окончании МГУ работал на кафедре Теории вероятностей и "лаборантом с высшим образованием", потом стажером-исследователем. А дальше - школа. Андрей Николаевич Колмогоров направил его туда "поработать". Слова Колмогорова, когда он основывал школу, для Русакова оказались пророческими: прежде всего воспитание юношества, потом наука. Это и ученый (профессор, академик АИО), и педагог. Более двух тысяч выпускников школы - его ученики. Ученые, руководители, и просто талантливые специалисты.

Одаренные дети иначе воспринимают мир. Нестандартность их мышления и поведения требует от педагога сосредоточенности и внимания. Более половины таких детей - лидеры школ, в которых учились прежде, им хочется испытать своих новых воспитателей. Это своего рода научный эксперимент. В такой ситуации часто недостаточно ученой степени, необходима высокая эрудиция и житейская мудрость.

У него много дипломов, благодарностей: премия международного фонда фундаментальных физических исследований, звание "соросовского" учителя, диплом за высокопрофессиональную подготовку талантливых школьников, а в 2004 году он стал лауреатом конкурса "Учитель, воспитавший Ученика".

Работа учителя предполагает постоянный поиск, не терпит рутины. Надо научить думать, не подать готовое, а навести на мысль, открыть перспективу ее развития и помочь воплотить в совершенной математической формуле. Александр Александрович - в постоянном движении, и движение это - из глубины ввысь, вверх. Глубинное зрение позволяет увидеть в ребенке, часто еще не осознающем себя, будущего ученого. Настоящий учитель следует "путем зерна", прорастая и вырастая вместе со своим учеником. Не наблюдение, а взращивание. Этот путь всегда нелегкий, и с каждым учеником повторяется заново. Главное - помочь человеку определиться, правильно сориентироваться в жизни, навести на ту математическую тему, которая станет ступенью в большую науку.

У Русакова много учеников, и каждый из них талантлив. Ученик ищет учителя, учитель - ученика, они идут навстречу друг другу. И этот путь всегда разный, таинственный и не укладывающийся в четкие математические формулы. Ученик и учитель работают вместе, но учитель уходит в тень, оставляя первенство ученику. Трое воспитанников Александра Александровича занимали призовые места во Всемирном смотре научного и инженерного творчества юных - INTEL ISEF:

Михаил Скопенков в 2001 г. будучи студентом второго курса на олимпиаде в Иране с командой механико-математического факультета завоевал II место, а в личном первенстве - золотую медаль. Михаил учится на отлично, получает президентскую стипендию, стипендии имени А. Мебиуса и имени Л. Эйлера, а по итогам 2004 г. он получил Золотую медаль РАН по математике.

М. Скопенков - пример реализации Колмогоровского принципа непрерывного образования: учащийся, студент, аспирант, кандидат наук, ...

Ашум Каибханов в 2003 г. занял III место.

Валентина Добровольская получила гран-при в 2005 г.

ВАЛЕНТИНА Добровольская - самая младшая ученица Александра Александровича. Под его руководством написана работа "Отклонение плоских параллелепипедальных сеток" - та самая, что удостоена гран-при. Это третья работа, а первая под руководством Гульнары Ташканбаевны Вронской (тоже ученицы Русакова) "Неполная сумма дробных долей" была написана еще в Туле и признана лучшей конкурсной работой на ежегодной межрегиональной научно-практической конференции "Наука и цивилизация - 2004".

Работа над научной темой предполагает постоянное напряжение мысли. Решение приходит иногда неожиданно, например, в метро, когда нервно, стараясь ничего не упустить, строчишь на блокнотном листочке. Как за нитью Ариадны идешь за идеей по лабиринту математических формул, додумываешь, и из первичного хаоса цифр и формул рождается Своя новая формула. Появление идеи и воплощение ее - великая радость и счастье творчества.

В школу-интернат им. Колмогорова Валю приняли после участия в Международной научной конференции школьников, где она заняла II место по секции математики. С 1 сентября 2004 года Валя училась в школе Колмогорова. После радости и счастья поступления наступила некоторая растерянность: новая обстановка, новая жизнь, новые люди. Но растерянность скоро ушла. Научная работа, участие в конкурсах и конференциях не оставляют места для хандры. Нельзя сказать, что этот учебный год был тихим и спокойным: Валентина Добровольская - победитель Международной научной конференции "V Школьные Харитоновские чтения", II место в Международной научной конференции школьников V Колмогоровские чтения, гран-при на INTEL. Работать приходилось и трудно и много, но для будущего ученого такая работа - в радость.

Школа для Валентины не была чужой и незнакомой: отец и старший брат учились и закончили СУНЦ. Семья Вали - династия выпускников, династия математиков. Так еще с детства центробежная сила, отдаляя от всех других увлечений, тянула и влекла к математике. Дед, отец, два старших брата - все математики - всегда оказывались первыми строгими и взыскательными судьями.

Математика для Валентины - жизненный выбор. Не каждый в семнадцать лет может твердо решить, чему посвятить себя. Валя определилась: мехмат МГУ - Alma mater русских ученых-математиков.

Дети солнца - духовная династия колмогоровцев, людей, посвятивших себя Российской науке и болеющих за ее будущее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно