ОТ РЕДАКЦИИ.
Дорогие друзья! Сегодня мы открываем новую рубрику "Основы православного воспитания". И делаем это с большой ответственностью и трепетом. Собственно, к этой теме мы подступались давно - практически в каждом номере газеты специалисты, которых мы приглашали к обсуждению серьезных проблем, связанных с воспитанием, ссылались на авторитетные мнения священников русской православной церкви. Очень много писем пришло и от вас с просьбой адресовать вопросы тем батюшкам, слова которых упоминались нашими авторами.
Все эти вопросы мы бережно хранили и, что называется, собирались с духом, чтобы начать рубрику. Сегодня ее премьера...
Наша первая беседа - с отцом Александром.
- Батюшка, сегодня многие родители жалуются на расхлябанность и расторможенность детей. Как Вы считаете, нужно ли приучать малыша к порядку и дисциплине и каким образом это делать?
- Приучать ребенка к порядку, безусловно, нужно. И чем строже, тем лучше. Но строже не в том смысле, что за малейшую провинность должна быть кара. Нет. Строгость должна проявляться в четкости, определенности и постоянстве.
Дети по своей натуре консерваторы, они очень быстро адаптируются и привыкают к тем или иным правилам. И чем определеннее эти нормы и правила, тем легче будет ребенку их освоить. Малыш должен четко осознавать, что хорошо, что плохо, как следует поступать в той или иной ситуации. Это важно и для последующей взрослой жизни, когда подчас необходима строгая самодисциплина, ведь недисциплинированный человек не способен преодолевать возникшие трудности.
Однако сразу хочу предостеречь родителей от распространенной ошибки - ребенка нельзя программировать, нельзя ставить перед малышом обширные задачи. Цели следует подробнее конкретизировать, и пояснять, каким образом лучше действовать. А ставить перед человеком абстрактную цель, не объясняя при этом, каким путем легче идти - только сбивать с толку. Кроме того, неразумно пускать все на самотек, поскольку ребенок еще только учится быть ответственным. Поэтому каждый самостоятельный шаг малыша нужно контролировать, отслеживать и добиваться выполнения поставленных задач.
- Головная боль большинства родителей - как уложить ребенка спать без скандала. Моя сестра постоянно жалуется, что по вечерам не может загнать сына в постель, и дело зачастую заканчивается слезами. Как тут быть?
- Если с раннего детства, с младенчества родители помогают ребенку перейти от дневного бодрствования, дневной активности в состояние сна, то для повзрослевшего ребенка этого перехода просто не существует. Для этого придуманы и колыбельные, и сказки. Всегда нужно помнить, что для малыша сон - это глубокое духовное переживание. Во-первых, потому что ребенок стремится воспринять как можно больше ярких событий, он не желает отключаться от впечатлений, он ими, в отличие от взрослых, не насытился. А, во-вторых, подсознательно ребенок не хочет и боится из этого яркого полноценного бытия проваливаться в пустоту. Для ребенка сон - это проблема, которую тяжело разрешить, и в этом ему обязаны помочь родители. Можно сесть с малышом и тихонько поговорить, успокоить. Ребенок должен почувствовать, что родители его не бросают, что он не уходит в небытие.
Так что, если с младенчества дети чувствуют поддержку, тогда приготовление ко сну будет проходить легко. Поэтому неправы те, кто утверждает, будто бы ребенка нельзя носить на руках, мол, он может к этому привыкнуть. Если малыш знает, что в трудную минуту его утешат, приласкают и возьмут на руки, ему от этого только лучше и психологически комфортнее.
- Каждый год растет количество прихожан в наших храмах. С каждым разом все больше приводят детей. Это радостно, но как научить малыша вести себя тихо в храме?
- Начнем с того, что ребенок должен находиться в храме столько, сколько он может выдержать физически и эмоционально. Приносить ребенка на многочасовую службу в некотором роде издевательство, потому как ни детская психика, ни моторика не способны этого выдержать. Малышу надо двигаться, ему требуются яркие, насыщенные впечатления. А в храме они другие: более глубокие, одухотворенные. Их хватает на короткий срок. Так что, родители должны учитывать темперамент и характер своего ребенка, ведь кто-то простоит спокойно 40 минут, а кого-то не хватит и на 15. И если малыш устает, начинает капризничать, плакать, бегать по храму - это вовсе не его вина, это детский возраст. В таком случае родитель должен вывести ребенка из церкви и погулять.
- Многие мамы и папы интересуются, как научить ребенка искренне исповедоваться?
- Это очень трудно, поскольку исповедь наиболее личное из таинств. Прежде всего, как и в остальном, должен быть пример. Если родители сами ходят в храм, каются, исповедаются, следят за своим внутренним состоянием и борются со своими грехами, дети стремятся делать то же самое. Ведь детишки во всем стараются подражать родителям, причем интуитивно, и объяснять многого не приходится. И если возникла ситуация, когда малыш повел себя скверно, обязательно нужно указать на плохой поступок и напомнить, что об этом следует рассказать на исповеди.
- Батюшка, когда умирает пожилой родственник, многие взрослые не хотят рассказывать об этом маленьким детям, боясь травмировать неустойчивую детскую психику, и стараются отсечь любую информацию о смерти. А как Вы считаете, нужно ли и как нужно разговаривать с детьми о смерти?
- Честно говоря, мне как-то не приходилось. Думаю, очень важен контекст, в котором поднимается столь таинственная и сакральная тема. Мне кажется, необходимо читать детям жития святых, поскольку в житиях описывается конец жизни, итог венчания дела, рассказывается, что душу преподобного встречают ангелы и т.д. Ведь все равно, ограждай, не ограждай, ребенок понимает, что человеческой жизни рано или поздно наступит конец. Если малыш посещает храм регулярно, то он видит, как отпевают усопших. Ребенок смотрит на мертвого человека, и это не вызывает у него паники.
Вот на западе даже в православном храме требуют, чтобы гроб был закрыт. Для того, чтобы не вызывать "неприятных ассоциаций", то есть, чтобы человек не задумывался о смерти. В древнем Риме говорили "momento more" - помни о смерти, а христианство добавило "и во веки не согрешишь". Но если понятие греха выбросить из своей жизни, то тогда зачем думать о смерти? А тела покойников заставляют задумываться о конце, и это неприятно. Поэтому и закрывают гробы. Это страусиная политика: уйти от проблемы, убежать от ответа, от осмысления такого серьезнейшего этапа человеческой жизни, как смерть. Но если ребенок растет в воцерковленной семье, то подобной проблемы просто не возникает. Поэтому мне, например, не приходилось с детьми говорить о смерти.
Справка: Священник Александр ИЛЬЯШЕНКО родился в 1949 году. Около тридцати лет проработал в Институте атомной энергии им. Курчатова. В 1995 году стал священником и служил в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве. Сейчас служит в храме святителя Николая в Кузнецах и является настоятелем храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре. Женат, имеет 12 детей 10 внуков.