После того, как в 20-м номере нашей газеты было опубликовано продолжение беседы со священником Игорем Фоминым, в редакцию продолжают поступать письма с вопросами. Сегодня мы выбрали несколько, чтобы от имени читателей задать их отцу Игорю.
- Батюшка, ответьте, пожалуйста, на вопрос Ирины Моисеевой из Подольска - как объяснить малышу, что такое "грех"?
- Сперва следует, указав на какой-либо проступок, назвать его грехом. Малышу нужно объяснить, что грех - это то, что сделано плохо. Когда совершаешь грех, забываешь и о Боге, и о других людях, то есть, ты делаешь что-то без любви. А ведь Бог - это и есть любовь.
Можно привести какой-нибудь конкретный пример: когда малыш отказывается чистить зубы, он совершает грех перед мамой, которая просит его об этом, он нарушает заповедь послушания родителям. Нужно сказать малышу, что, поступая так, он выказывает свою нелюбовь к маме. Обычно это очень действует на детишек.
- Елена Коротеева из Твери интересуется, запрещает ли наша Церковь браки с иноверцами или атеистами?
- Нет, Церковь такие браки не запрещает, но не рекомендует. Очень часто приходят девушки и говорят, мол, батюшка, есть у меня любимый человек, хороший, замечательный, умный, добрый, но неверующий (или другой веры). Каждая невеста обещает, что обратит любимого в православие, что они будут вместе ходить в храм, воспитывать детей в вере. "Батюшка, все сделаю, только благословите на брак", - умоляют они. Ну, запретить-то - не запретишь, предупреждаешь, потом благословляешь. Люди женятся и на этом все заканчивается. Практически никогда не бывает, чтобы муж (или жена) поверили и стали ходить в Церковь. Это исключительные случаи, когда верующий человек обращает в веру атеиста или иноверца, особенно, если это пытается сделать жена. Обычно молодые люди сами еще не имеют крепкой веры, и груз неверия их супруга начинает тянуть вниз, под воду. В итоге человек захлебывается и тонет.
Воспитанные в христианстве ожидают от своего супруга, что он будет таким, как говорили им в идеале: жертвенным, любящим, всепрощающим, верным, честным и т.п. Но нередко оказывается, что это только до свадьбы, а после - муж ложится на диван с газетой или наоборот начинает гулять, и ничем не помогает. Поэтому лучше все-таки верующему человеку строить семью с верующим, с тем, кто ему близок по духу.
- Как поступать верующим родителям, если в какой-то момент ребенок отказывается ходить в Храм? - спрашивает Егор Качалов из Дубны.
- Я считаю, что лучше всего этого не замечать. И не стоит принуждать, поскольку в Царствие Небесное на поводке никого не затащишь - "ни сынишку, ни мартышку". Это только добровольное желание.
У нас в семье тоже такое случается. Дети вступают в тот возраст, когда у них начинает проявляться антагонизм, и они, может быть даже неосознанно, начинают противоречить родителям. Бывает такое, что собираемся мы утром в Храм, и вдруг кто-то из ребятишек начинает ныть: "А я не пойду в Храм!" Ну не хочешь - и не надо, оставайся дома, только не сиди без дела: почисти картошку на обед, заправь кровать, убери игрушки. Однако заканчивается тем, что мы стоим в дверях одетые, собираемся выходить, а малыш, вдохновленный нашим примером, бежит в одних трусах и кричит, что его забыли, что он тоже желает пойти.
Мне кажется, насиловать никого нельзя, это просто невозможно насильно приучить к вере.
- Батюшка, а вот вопрос, который интересует многих - в чем смысл таинства Соборования?
- Соборование - это одно из семи таинств. Во время помазания елеем мы испрашиваем прощения забытых нами грехов, через которое чаем исцеления души и тела.
- Насколько я знаю, перед соборованием обязательна исповедь. Но некоторые люди не хотят исповедоваться, утаивают это от священника и приходят на Соборование.
- Соборование - это прощение забытых грехов, не специально забытых, а по нашему нерадению, по давности лет или же мы просто не знали, что какое-то действие - грех. А те грехи, которые мы помним, нужно рассказывать на исповеди.
Церковь - это не бюрократический институт, где стоит "прокрустово ложе", на котором тебя либо подтянут, либо обрежут, если ноги торчат, чтобы все были одинаковыми, словно из инкубатора. К каждому человеку Господь предъявляет свои требования, к каждому у Бога, выражаясь современным языком, "индивидуальный подход". И обмануть Господа совершенно невозможно.
Во многих храмах лежат свечки: подходи, бери, сам клади определенную сумму - все на твоей совести. И меня однажды спросили: "Батюшка, ведь можно эту свечку взять без денег и поставить перед иконой, и никто ничего не заметит". Конечно, можно. Но кого ты обкрадешь? Храм из-за этой свечки не обеднеет, даже из-за ста свечек он не обеднеет, а вот твоя душа будет обкрадена, обделена самим же тобой.
Так и с исповедью. Такой подход - это чистой воды лукавство, которое от Господа не укроется, и вред принесет только тебе. Мало того, что ты слукавил перед Богом, решив оправдаться Соборованием, так ты же после этого пойдешь еще и причащаться. А причастие без рассуждения - это тяжелый грех. Апостол говорил: "почему между вами столько болезней? Потому что вы принимаете тело Христово, кровь Христову недостойно, без рассуждения", то есть, без исповеди, без внимания к себе, без покаяния.
- Москвичка Светлана Горячева спрашивает - как объяснить малышу понятия "долга" и "обязанности"?
- Ребенок должен с детства иметь какие-то определенные обязанности: заправлять постель, убирать игрушки, вешать вещи в шкаф, делать уроки. Так у него вырабатывается чувство обязанности. А долг - это защита Родины, уважение и помощь родителям, содержание семьи, воспитание детей.
- А нужно ли ребенка принуждать выполнять какую-то работу, если он не хочет?
- Думаю, что иногда ребенка нужно принуждать к чему-то, поскольку он еще не умеет себя чего-либо лишать.
Малыш должен четко осознавать, что он обязан стать хорошим человеком, обязан не посрамить своих родителей. Поэтому приходится какие-то качества в ребенке воспитывать принудительно, а какие-то он должен сам воспринять в процессе воспитания. Однако воспримет малыш или нет - тут уже все зависит от родителей. И если в ребенке будет взращено чувство долга, он будет ответственно относиться и к своим повседневным обязанностям.