Примерное время чтения: 7 минут
122

Первое СМИ для детей - это игрушка

Что такое детская игра? Этот простой-непростой вопрос сравнительно недавно очень серьезно обсуждали уважаемые люди, профессионалы в своем деле на Всероссийской конференции по дошкольному образованию "Игры и игрушки российских детей".

Программа на жизнь

Специалисты с тревогой отметили, что в последнее время дети, посещающие дошкольные учреждения, стали меньше играть, что игру вытесняет учебная деятельность, свойственная ребятам более старшего, школьного возраста. Игры в детских садах часто носят регламентированный характер, что сдерживает развитие творческой фантазии, ограничивает свободу поведения ребенка в игре. Традиционные народные игрушки в условиях российского рынка вытесняются не свойственными отечественному менталитету покемонами, киборгами, трансформерами и др.

Ученые говорили о том, что "вестернизация" в игрушечном мире, безусловно, внесла элемент новизны и расширила ассортимент продукции для детей, однако она же подчас пагубно сказывается на нравственном развитии ребенка, негативно влияя на формирование его мировосприятия.

Доктор психологических наук Вера Абраменкова считает, что игрушка особым образом программирует поведение ребенка. Она является специфическим средством массовой информации, поскольку в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека.

Если же ребенок с детства окружен игрушками-демонами, монстрами, его способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию может быть атрофирована навсегда. А иногда игрушки прямо провоцируют агрессию, жестокость.

К примеру, восьмимесячного ребенка мама оставила на полчаса с восьмилетним братом, который играл в тамагочи. Малыш заплакал, старший брат не услышал писк игрушки и разозлился на маленького. Тамагошка понарошку "умер", а младенец оказался в больнице с побоями и сотрясением мозга, старший мальчик - с сильнейшим стрессом. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути, он сманипулировал детским сознанием, превратил ребенка в раба игрушки, отстранив его от реальной любви в пользу виртуальной.

Сейчас уже появилось новое электронное чудо - виртуальный щенок, способный выполнять несложные команды, лаять, вилять металлическим хвостиком, его даже можно дрессировать. Не надо его кормить и подтирать лужицы. С умилением зарубежная мама с экрана показывает его технические возможности, только вот цена игрушки - годовая зарплата среднего рабочего в России. Идеальная игрушка!? А может, живой щенок все-таки лучше?

Еще один пример. На международной выставке в Нью-Йорке демонстрировались последние достижения в игрушечном бизнесе - новый набор, представляющий образ пришельца. В рекламном буклете написано: "Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо зелененькому посланцу внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т.д.". Чем не пособие для Джека Потрошителя до 16 и старше!

У современных импортных солдатиков искаженная мимика, зверское выражение лица. Каждый из них не солдат-защитник, а, скорее, убийца. А ведь на мимику человеческого лица ребенок реагирует особым образом - запечатлевает чувства, эмоции, перенося их в дальнейшем в реальность и примеряя на себя.

А помните появление еще одного "чуда" нашего времени - телепузиков? Это крайне примитивные существа, демонстрирующие как бы младенческие формы поведения для того, чтобы дети защищали их от опасностей взрослого мира. Как происходила "раскрутка" этих игрушек? По отработанной коммерческой схеме: сначала был выпущен многосерийный фильм (затраты на его производство - 10 млн. долларов), затем появились игрушки и "сопутствующие товары" с лихвой "отбившие" все затраты. Итого: телепузики - это 2 млрд. долларов прибыли в год от продажи игрушек, журналов, кассет, одежды, продуктов питания и сладостей с их изображением. Например, еженедельный цветной "Классный журнал" печатает комиксы о телепузиках, оболванивая 100-тысячным тиражом целую армию школьников от 8 до 13 лет! "Герои" прочно заполняют сознание ребенка и не расстаются с ним никогда: ни в ванной, ни в школе, ни в транспорте, ни на улице. Недаром против телепузиков выступили в США католические священники.

Оружие массового поражения

Самым же массовым орудием воздействия на сознание детей всех возрастов - от дошкольников до старшеклассников и студентов - стали компьютерные игры. Если учесть, что приобретение новых игровых приставок и персональных компьютеров возросло в несколько раз, и в крупных городах их имеют от 40 до 80% семей, то масштабы проблемы очевидны.

Конечно, то, что ребенок развивается и осваивает новые, современные технологии получения знаний и навыков - это хорошо. Но с другой стороны, у него быстро формируется психологическая зависимость от игры, которая сродни наркотической. Она отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную со сверстниками, столь необходимую для психического развития и личностного становления.

Ученые вынесли вердикт - психическая мутация, вызванная современной техногенной средой, информационным прессингом, бездушными игрушками, определяет глобальные изменения самого психотипа человека в XXI веке. И сам собой встает недетский вопрос - с кем рядом и в какой стране мы будем жить через 15-20 лет?

Где же "свет в конце тоннеля"?

Во-первых, ученые рекомендуют воссоздавать игровую традицию, особенно это касается групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Народная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих поколений, предоставляет ребенку готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте дети приобретают психологическую независимость от негативных влияний и способность отстаивать свою позицию.

Игрушки-изделия художественных промыслов, игрушки, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребенка, формирования его национального достоинства, должны занять подобающее место в воспитательной среде.

Во-вторых, необходимы меры по защите психического и духовного здоровья ребенка от воздействия игрушек и игр, порождающих насилие, агрессию, национальную рознь, жестокость.

В-третьих, надо объединять усилия специалистов и разработчиков по созданию современных отечественных игрушек и игр (в т.ч. и компьютерных) в соответствии с медицинскими, психолого-педагогическими и духовно-нравственными требованиями.

Тот, кто производит, продает и покупает игрушки для детей, должен знать

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  • медицинские и экологические - к материалу, из которого сделана игрушка. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Потребители должны быть уверены в том, что материалы, из которых сделаны игрушки, имеют надежный сертификат качества и соответствуют необходимым стандартам;

  • педагогические - чему научит игрушка, какие разовьет умения, творческие способности. Может быть, она повеселит, позабавит вашего малыша (как юла, заводная лягушка и т.п.) или поможет ему выработать терпение и укрепит координацию движений (как, скажем, пирамидка, мозаика), либо укрепит физически (мяч, обруч). Открытость для разнообразных действий, пластичность, простота в обращении - важные требования для хорошей развивающей игрушки;

  • психологические - что несет в себе игра, игрушка, каков их смысл; какие чувства пробудит игрушка у вашего ребенка - нежность, доброту, заботу или противоположные - агрессию, злость, раздражение. Можно ли ее использовать коллективно (настольные или спортивные игры, конструкторы и т.п.). Именно в совместной деятельности складывается умение дошкольника сотрудничать - соотносить свои действия с действиями другого, договариваться в спорной ситуации, сопереживать;

  • эстетические - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления (китч);

  • духовно-нравственные - игры и игрушки должны нести в себе заряд доброжелательности, оптимизма, желание участвовать в коллективной деятельности и исключать всякую провокацию на жестокость, агрессию, насилие, негативное отношение к людям других национальностей и т.п.

    Так что, дорогие родители, покупая для ребенка игрушку, не лишне еще и еще раз проверить все параметры ее пригодности. Чтобы потом не было мучительно больно не только за выброшенные деньги, но и за безвозвратно потерянное для воспитания время.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно