В год ребенок берет карандаш и водит им по бумаге. В два - появляются первые рисунки. Ребенок начинает рисовать независимо от того, учат его или нет. Просто так он изливает свои чувства, впечатления.
Шаги по бумаге
Когда малыш впервые ведет карандашом по листу, рисунка как такового нет. Ребенок лишь открыл для себя, что один предмет, "карандаш", оставляет следы на другом предмете - "бумаге". Карандаш частенько выскальзывает из его рук, бумага рвется, часть каракулей остается на столе.
В два с половиной года ребенок уже соблюдает границы листа. В три по просьбе взрослого рисует каракули в центре. В четыре - его рисунок настоящий!
После трех лет малыши обычно пытаются изобразить человека. Голова у человечка большая, глаза тоже велики, волосы напоминают лучи солнца. (Солнце в этом возрасте ребенок рисует с лицом.) Руки приделаны к голове. Пальцы расположены вдоль руки. Их больше или меньше пяти.
На пятом году ребенок умеет рисовать человека в полный рост. На лице человека появляются рот и уши. Руки отходят от головы или от ног. Правильное расположение рук возникает сначала у фигур, изображенных в профиль, а затем - анфас. Профиль животных опережает появление профиля человека. Некоторое время профиль предпочтительней анфаса. (Голова повернута влево.) При нормальном развитии пятилетний ребенок четко передает все части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни. Шея, кисти рук, ступни появляются на рисунках последними. Руки отходят от туловища. На лице человечка - глаза, нос, рот, уши, волосы на голове.
Шестилетка рисует более мастерски. Он способен передавать движения человечка, различно располагая руки и ноги. Изображать больше деталей, чем раньше.
Ребенок рисует только то, что ему кажется достойным, пренебрегая другими деталями. Поэтому он преувеличивает значение вещей, незначительных для взрослого (а), и не обращает внимания на то, что взрослому важно (б). Хотя постепенно малыш отражает действительность все более правдоподобно и точно.
Наверное, иногда ваше чадо преподносит вам странные рисунки: мужчину в юбке, кота в шляпе, елку с усами... Малыш мыслит апологиями. Так, пальто на мужчине напоминает ему юбку; морда животного - человеческое лицо; ветки дерева - усы.
Иногда ребенок начинает рисовать, имея один замысел, а заканчивает - другим. "Я решил нарисовать зайчика, а получилась рыба!"
О страхе, агрессии и уверенности в себе
Слишком мелкое изображение - показатель неуверенности в себе. Слишком крупное, занимающее все пространство листа, - недовольство своим положением.
Изображение в нижней части листа - заниженная самооценка, ощущение своей никчемности, отсутствие притязаний. В верхней - завышенная самооценка. Маленькое изображение в верхней части листа - большие притязания при осознании своей неспособности их осуществить, то есть серьезный внутренний конфликт.
Самый важный для ребенка объект тот, который в центре.
Отсутствие пустых мест на листе, "страх перед пустотами", - показатель беспокойства.
Каждый ребенок предпочитает свой цвет.
Однако черный - показатель депрессии, а красный - тревоги или агрессивности.
Слишком сильный нажим говорит об агрессивности, а слабый - о вялости.
Ребенок, у которого в жизни все хорошо, рисует в центральной части листа и чуть выше. Его изображения достаточно крупны, но он не боится оставлять пустое пространство.
Никогда не критикуйте рисунки ребенка. Пусть как хочет, так и рисует, ведь в работах он естественно и спонтанно изливает свои чувства.
Смотрите также: