Специально с таким вопросом мы не обращались к читателям. Но скопилось достаточно много писем, которые можно объединить этой темой. Предлагаем Вам подключиться к нашему разговору и продолжить обсуждение вопросов, поставленных неравнодушными родителями.
...От заботливых "просветителей"
НЕДАВНО по центральному телевидению была передача про Аркадия Гайдара. Один из выступающих - специалист по литературе, говорил, что Гайдар - единственный настоящий детский писатель. Его книги содействуют формированию идеалов добра и т.д.
Этому маленькому в масштабе передачи выступлению было противопоставлено "расследование" жизни писателя. Оказалось, что Гайдар был патологически ненормальной личностью. Убийцей с садистскими наклонностями, почти что Чикотилло. Рассказывали эпизоды гражданской войны, где он "проявил себя". Далее, правда, были оговорки, что, де прямых доказательств этого нет. Но судя по тому-то и тому-то, дело было, действительно так. Так что телезрителю была предоставлена "свобода выбора" - верить или не верить этой информации. Все это неприятно само по себе, но дело даже не в этом.
Если, действительно, книги Гайдара так хороши для детей, то стоит ли поливать его помоями расследований, (тем более до конца не подтвержденных)? Похоже, из одного и того же ведра поливают всех, кто мог быть причастен к формированию идеалов. Практически все авторы классической литературы, воспитывающей в людях нравственность, оказались патологически ненормальными. И именно эта информация в первую очередь через все СМИ доносится до сознания наших детей. Об этом наперебой пишут в газетах, глянцевых журналах, твердят с экранов телевизоров. К этому процессу присоединились и современные "творцы", переосмысливающие личности великих писателей прошлого в новом контексте. Сколько новых фильмов посвящено этому!
Разве после такой "промывки мозгов" станет молодой человек с почтением относиться к творчеству Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина и т.д. Станет ли вместе с ними задумываться о справедливости?
В последнее время мы много говорим, что освободились, слава Богу, от идеологии. Но это не так. Мы освободились от идеалов. А "пустое место" тут же заняла безудержная пропаганда пьянства, насилия, алчности. На место свергнутых идеалов пришли спецы убойного отдела, бесконечные разборки и убийства. И на "простые" детские вопросы - что такое хорошо и что такое плохо - уже нет ответа...
...От фаст-фуда
ПЕДИАТРЫ, учителя и детские психологи не устают твердить о том, что влияние, которое оказывает современное общество на развитие ребенка, чаще всего, является негативным.
Одним из главных факторов этого влияния можно с уверенностью назвать популярное быстрое питание "фаст-фуд", которое многие называют суррогатной пищей: содержащая много жиров и сахаров, оно не приносит пользы, но приводит к тому, что большая часть населения планеты уже страдает от ожирения. Современная пища портит здоровье подрастающего поколения, а на психическое и умственное развитие ребенка значительное воздействие оказывает массовая культура, воспитывающая в детях ценности, далекие от традиционных.
Между тем одним из самых важных последствий изменений современного мира, которое часто остается незамеченным, становится недостаток общения подрастающего поколения со взрослыми. У этого явления есть много причин: с одной стороны, родители постоянно заняты, а с другой, неуклонно растущее число компьютеров, смартфонов и высокотехнологичных "игрушек" приводит к тому, что члены семьи проводят вместе все меньше времени. В результате недостатка общения появляется все больше детей, испытывающих психологические проблемы и трудности в общении.
Су Палмер, автор исследования на тему положения ребенка в современном мире, получившего красноречивое название "Отравленное детство", говорит, что несмотря на социальные, культурные и технологические изменения в обществе дети остаются теми же самыми, что были несколько десятилетий назад. "Наш современный высокотехнологичный мир настолько изменился, что мы думаем, что сегодняшние дети тоже современные и высокотехнологичные. Однако на самом деле они все те же биологические существа, которым нужны забота и внимание, да и простое общение с реальными взрослыми людьми".
Группа из 110 школьных учителей, психологов и писателей обратилась к правительству с просьбой принять меры и озаботиться современным положением в сфере защиты детства. Пока не известно, что это будет - специальная социальная программа или что-то другое, но меры необходимы срочно.
...От "Большой бутылки для большой страны"
НЕ ЗНАЮ как, но срочно нужно защитить наших детей от агрессивнейшей рекламы пива и алкоголя. По телевизору в новостях постоянно передают, что законодатели "озабочены" этой проблемой, понимают чудовищный вред, наносимый рекламой. Но... Ничего не происходит. Вернее - реклама набирает обороты.
Недавно вся Москва расцветилась огромными плакатами - "Большой стране - большая бутылка!" Как объяснить пятилетнему сыну, что означают эти слова? Почему, спрашивает он, внизу огромных рекламных щитов, призывающих народ пить и курить в свое удовольствие, маленькими буковками написано "Минздрав предупреждает..." Говорить, что это есть свобода выбора?
Может ли ребенок в полнейшем вакууме идеалов вокруг себя (по телевизору и в СМИ - сплошные разоблачения), быть поставлен перед выбором между добром и злом? Маленький человечек, не умеющий делать этот выбор осознанно?..