В конце года подводят итоги. Вот и министр образования Андрей Фурсенко на прошлой неделе участвовал в Интернет-конференции, посвященной обсуждению результатов национального проекта "Образование". Судя по многочисленным вопросам, не все проходит гладко в этом приоритетном направлении министерской деятельности.
А НАЧИНАЛАСЬ конференция весьма оптимистично, с красивого отчета министра: 10 тыс. учителей получили гранты по 100 тыс. рублей, 3 тыс. школ получили по 1 млн. рублей. После проведения конкурса по поддержке талантливой молодежи свыше 5 тыс. студентам и школьникам были присуждены именные премии. А инновационным вузам из бюджета было уже выделено по 5 млрд. руб. и в скором времени будет дано еще столько же. На этом, правда, праздничная часть отчета о проделанной работе закончилась, и началась тяжелая, будничная.
Счастливые обладатели именных стипендий хотели бы знать, где именно в данный момент находятся выделенные для них деньги. В министерстве говорят, что необходимые суммы уже отчислены, но на личные счета талантливых школьников и студентов они не поступили. Министр уверил всех нетерпеливых, что это дело считанных недель. Однако утешить премированных учителей, которые с полученных 100 тысяч отстегнули государству 13% подоходного налога, министру было нечем. На сегодняшний день власти только Воронежской области оказались благородными настолько, что сами выплатили подоходный налог, тем самым выполнив завет президента выделить 100 000 рублей, а не 87 000 - победителям-учителям.
Но отдельные казусы, по мнению министра, не могут испортить общую оптимистичную картину. Главные результаты нацпроекта - это не денежные выплаты, а "старт системных преобразований в образовании". Например, определение критериев - "что такое хорошо и что такое плохо". Прежние - хорошо, когда учитель добросовестно учит, и плохо, если из его класса дети выходят с пустой головой, - нынче как-то несовременны. Сегодня, чтобы быть "хорошим", учитель должен внедрять инновационные программы (говорят, их следует делать в Power Point, это производит впечатление на конкурсные комиссии), развивать компетентностный подход (о содержании термина "компетенция" по сей день ведут споры эксперты, но комиссиям это слово нравится). Педагог должен представлять в местные органы образования кипу красочных отчетов о своей инновационной деятельности (им же тоже надо отчитываться), и еще - ездить, ездить и ездить по конференциям, встречам, курсам, семинарам. Останется ли у такого продвинутого учителя время на детей?
Фурсенко также заявил, что он совершенно уверен: конкурсы среди образовательных учреждений прошли объективно и справедливо. Он лично объездил 36 регионов, и к нему не поступила ни одна жалоба. Хотя испокон веков в России всем известно: высокое начальство приедет и уедет, забыв про все твои жалобы на местного властителя, а тебе потом жить. Ничего удивительного нет и в том, что любимая школа начальника управления образования или губернатора получила миллион. Это в порядке вещей и уже нареканий не вызывает. Было бы даже удивительно, если б не получила. И не секрет, что многим "передовым" учителям их программы пишут, потому что учитель не может разорваться - быть и красивым, и умным одновременно.
Спрос, кстати, молниеносно рождает предложение. Вот уже несколько лет по провинции кочуют доктора и кандидаты наук, готовые за умеренную плату грамотно оформить презентацию или профессионально написать программу или заявку. Очень, говорят, востребованные специалисты.
Думается, вскоре их услуги потребуются не только учителям и ректорам вузов, но и директорам школ и профтехучилищ. По словам министра, в 2007 году в нацпроекте "Образование" может появиться конкурс "Лучший директор школы" - для поощрения руководителей самых продвинутых школ. А для профобразования готовится целый раздел "Развитие начального и среднего профессионального образования". Туда федеральный бюджет вместе с регионами в следующем готов "ухнуть" 3,6 млрд. рублей. При этом победителей должно быть около 60, то есть на каждый инновационный проект уйдет огромная сумма - около 60 миллионов. Предполагается, что до 2009 года такую поддержку получат 200 учреждений начального и среднего профобразования. Они станут ресурсными центрами - "основой для обновленной сети начального и среднего профобразования по всей России". Однако нет никакой гарантии, что произойдет именно так. Вконец разоренная система профтехобразования может просто захлебнуться в этом денежном потоке, как захлебываются сейчас школы-победители.
Конкурс "Лучшая школа" завершился ближе к концу лета, а потратить миллион надо до конца года, за четыре месяца. Можно представить состояние директора: с небес упал клад, который надо истратить до полуночи, иначе золото превратится в черепки. К тому же расходовать эти деньги можно лишь на оборудование, повышение квалификации учителей, приобретение книг и методических пособий. Купить, допустим, новый автобус школа не имеет права - на то есть другой конкурс. А при покупке на сумму свыше 250 тысяч надо обязательно проводить тендер, на что тоже требуется время. При этом управления образования зачастую имеют свои соображения, куда именно надо тратить миллион.
Можно представить, что творится сейчас в школах! Чтобы хоть как-то "освоить" выделенные деньги, директора срочно придумывают совершенно бесполезные, но денежноемкие траты. В лучшем случае школа приобретает то, что ей не очень нужно, а в худшем - деньги по липовым договорам оседают в чьих-то карманах. И детям от этого радости нет никакой. Такие вот результаты...