Бывают сооружения - дворцы, храмы, мосты, - без которых город не может быть самим собой. Разве можно представить себе Москву без Кремля и храма Василия Блаженного? А Рим - без Колизея и собора св. Петра? Вот и Петербург, несмотря на множество знаменитых сооружений, некоторые люди представляют себе по 5-6 "главным" памятникам, в том числе - Исаакиевскому собору.
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой...
Так писал в далеком 1844 году Федор Тютчев. А вы, ребята, знаете, что собор этот, освященный в честь легендарного византийского монаха IV века Исаакия Далматского, на самом деле считается памятником Петру I? Дело в том, что день памяти этого святого - 30 мая - совпадает с днем рождения императора.
Современный собор - четвертый из целой семьи "тезок", построенных в Питере. Первая Исаакиевская церковь была деревянной и начала действовать еще в 1710 году. А в 1727 году была построена вторая Исаакиевская церковь, стоявшая примерно на том самом месте, где позднее был поставлен Медный всадник - знаменитая конная статуя Петра Великого. Обветшавшая церковь была разобрана в 1763 году. Третий храм в честь Исаакия строился 30 лет, а когда был закончен, то оказалось, что "видом своим он не соответствует облику" столичного Санкт-Петербурга. Церковь взялись перестраивать, но, по существу, построили на ее месте новую - четвертую по счету. Это и был существующий сегодня Исаакиевский собор.
Автором проекта стал только что приехавший в Россию французский архитектор Огюст Монферран. Строился храм очень долго - ровно 40 лет; и был закончен только в 1858 году, в год смерти архитектора. На собор не жалели ни сил, ни средств: из государственной казны на это строительство была отпущена фантастическая по тем временам сумма - 23 миллиона рублей! Только одного червонного золота для украшения куполов и внутреннего убранства храма истратили более 400 килограммов!
Как и все массивные питерские постройки, фундамент собора покоится на сваях. Их было забито в топкую землицу аж 24 тысячи штук! 48 монолитных гранитных колонн высотой в 17 метров вырубались в карьерах близ Выборга, и доставлялись в Петербург морем. 128 рабочих устанавливали каждую из них с помощью системы блоков и механизмов всего за 40-45 минут! Подобного строительная техника еще не знала.
Огромный купол собора был собран из металлических конструкций, а снаружи покрыт золочеными медными листами. Так как строился Исаакиевский собор долго, то и его внешний облик не один раз подновлялся в духе времени. Оформляли собор лучшие художники и скульпторы того времени, настоящие мастера своего дела: И.П. Витали, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни и другие. Самое любопытное, что и после официального завершения строительства, работы по украшению продолжались. Живописные картины на стенах постепенно уступили место мозаикам, которые в точности повторяли оригинал! Продолжалось это "соревнование мастеров" вплоть до 1917 года. А после октябрьского переворота собор, как и большинство других храмов, был закрыт, и в его помещении открыт Антирелигиозный музей. Потом музей стал называться Государственным музеем-памятником. Только в самом конце ХХ века Исаакиевский собор вернулся к своему предназначению - быть храмом Божьим