Павелецкий вокзал, да и сама эта железнодорожная трасса, сравнительно молодые: им чуть больше 100 лет. Движение по новой ветке было открыто построившей ее Рязанско-Уральской железной дорогой 19 января 1900 года. Протяженность пути новостройки в то время составляла всего 260 км, до станции Павелец.
Вокзал возвели в Замоскворечье, там, где на месте бывшей старицы Москвы-реки раскинулись обширные огороды. Создан вокзал по проекту архитектора А. Красовского. Вокзал характерен для своего времени: симметричное здание в два этажа, трехэтажное в центре. Наружная стена была облицована керамическим кирпичом, а цоколь - тесаным камнем. В вестибюле взор пассажиров услаждала богатая лепнина...
Новый вокзал назвали Саратовским. Современники считали его красивым и изящным. Перед вокзалом, на месте теснившихся домиков, устроили большую Зацепскую площадь, а вскоре здесь возник и очень популярный когда-то у москвичей Зацепский рынок. Помните детские стишки: "Потому что до Зацепы водит мама два прицепа..." Это о привокзальной площади, где трамвай ходит до сих пор.
После Отечественной войны вокзал переименовали, он стал Павелецким. А в 1980-х годах его подвергли коренной реконструкции. Обновленный вокзал очень нравится москвичам и приезжающим на него пассажирам: он сохранил архитектурные черты своего предшественника, но стал в 6 раз больше старого по объему и в 4 раза превысил его пропускную способность, а главное - он значительно удобнее и комфортнее. Первых после реконструкции пассажиров Павелецкий пригласил на перрон 3 ноября 1987 года.
Смотрите также: