Этот календарь - один из самых древних. Его история насчитывает более 4000 лет. Он был распространен в Персии, Мидии (современный Иран) и других странах Среднего Востока. Зороастрийский календарь - религиозный, в нем все годы, месяцы и дни посвящены ангелам и святым. Календарь назван в память основателя религии древних персов пророка Заратуштры. По-гречески его имя звучит как Зороастр, что значит "сын звезды".
Календарь древних персов основан на движении планеты Сатурн - самой дальней из видимых глазом планет Солнечной системы. Персы называли эту планету Кейван - "владыка времени". Интересно, что и греки называли Сатурн Кроном или Хроносом, что означает "бог времени". Отсюда произошло название современной науки о времени - хронология. Но вернемся в древнюю Персию.
Итак, в основе зороастрийского календаря лежал цикл планеты Сатурн. Персы считали его равным 32 годам (современный цикл Сатурна 29,5 года). Каждый год насчитывал 12 месяцев по 30 дней. Получалось 360 дней. Кроме того, были несколько дней, которые не входили в календарь. Это 5 или 6 дней поста перед наступлением Нового года.
Новый год зороастрийцы праздновали в день весеннего равноденствия (см. РАВНОДЕНСТВИЯ), которое по современному календарю наступает 20-21 марта.
Каждый год носит имя одного из ангелов или самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного - покровителя года. Всего таких животных, как вы понимаете, 32, по числу лет в календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь (бурого медведя персы священным животным не считали, вероятно из-за его непредсказуемого и коварного нрава), а также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин и Сокол.
Персы полагали, что их характеры отражаются и на событиях года, и на свойствах и облике людей, в этот год рожденных. Они внимательно наблюдали за животным - символом года, пытаясь по его поведению предугадать грядущие события и прочесть волю ангела, управляющего годом.
Они считали, что люди, рожденные, например, в год Оленя, обладают благородством, чувством собственного достоинства, целеустремленностью. В год Оленя хорошо заключать договоры и соглашения, они долго сохраняют свое действие.
В год Волка рождаются люди отчаянные и бесстрашные, но сам год опасен войнами и стихийными бедствиями.
В год Аиста рождаются поэты и путешественники, в год Мангуста - борцы со злом в любых его проявлениях.
Названия месяцев зороастрийского календаря отсылают нас к мифам и легендам. Так, первый месяц называется Фравардин и посвящен предкам. Считается, что в первые дни года души умерших родственников посещают Землю в виде птиц. Празднование Нового года в Персии и других странах, где исповедуется зороастризм, обязательно включает обряды, связанные с воспоминаниями о предках, с семейными традициями, посещением родственников.
Интересно, что и у славян весенние праздники - русская Масленица, белорусский Великдень - тоже связаны с культом предков. Белорусы в дни, близкие к весеннему равноденствию, ходят в рощи и по пение птиц стараются угадать грядущие события. Первый блин на Масленицу всегда отдается птицам, но посвящается умершим родителям или другим родственникам. А всем известная Радуница входит в пасхальный цикл, когда весной посещают могилы близких.
Второй месяц, Аша-Вахишта, посвящен Закону и Истине, третий месяц, Хаурват, - Целительству и Милосердию. Четвертый месяц - Тиштрия. Персы считали, что это имя Небесного Всадника, отгоняющего от Земли тьму, засуху и смерть, дарующего полям живительную влагу. Пятый месяц, Амертат, посвящен ангелу бессмертия, вечной жизни.
Шестой месяц, Шахревар, назван в честь предводителя Небесного Воинства, защищающего Землю от злых сил. Этот месяц отдан раздумьям и покаянию. Близится осеннее равноденствие, дни становятся все короче и короче, ночи - длиннее. Тьма наступает на Землю.
Следующий, седьмой, месяц носит имя Митры, ангела договора. После осеннего равноденствия световой день стремительно сокращается, и Митра призывает людей объединиться перед наступающей зимой.
Восьмой месяц называется Апам-Напат и связан с очищением от грехов. Девятый месяц называется Атар, что по-персидски значит "огонь". Месяц Атар предваряет зимнее солнцестояние, затем день начинает медленно прибывать, увеличиваться, а Солнце все выше и выше поднимается над горизонтом. Самое темное время года миновало.
Десятый месяц наступает по зороастрийскому календарю сразу после зимнего солнцестояния. Он называется Датуш и посвящен Богу-Творцу нашего мира. В этот месяц празднуется рождение пророка Заратуштры.
Одиннадцатый месяц называется Воху-Мана. Это имя ангела-вестника, через которого людям сообщается Божья Воля.
Последний, двенадцатый, месяц зороастрийского календаря называется Спента-Армайти, что в переводе означает "Благодетельный Мир". Он посвящен земле, ее плодородию, материнской щедрости. В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком - об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством.
Персидские шахи при вступлении на престол давали клятву не вносить изменений в священный календарь. Может быть, благодаря этому он пережил тысячелетия и дошел до наших дней. А многие народы Средней Азии и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Новруз - праздник Нового дня.