Магазины и рынки
Магазины и рынки появились в Москве очень давно. Только рынки в старину называли торжищами, а магазины - лавками. Купцы торговали и съестными припасами, и строительными материалами, и продукцией ремесленников (а позднее - фабрик и заводов), а также товарами заморскими. Иноземные купцы вот уже несколько сотен лет, как до наших краев добрались (рядом с Кремлем сохранилось даже Английское подворье, купеческое представительство времен Ивана Грозного), и наши купцы торговать с Европой и Азией умели. Еще сто лет назад самым знаменитым рынком города был Сухаревский рынок, располагавшийся возле Сухаревой башни. Его описание можно прочесть у В.А. Гиляровского и других знатоков старой Москвы. В начале ХХ века многие москвичи покупали продукты только на рынках, которые в те времена находились и в центре города (например, Арбатский), и у бывших застав (Крестовский, Зацепский, Дорогомиловский). Сегодня в столице работают 14 вещевых, 12 продовольственных, 58 универсальных, 25 сельскохозяйственных и 14 специализированных рынков.
Среди магазинов города и сегодня сохранилось несколько очень старых. Это ГУМ, который в год постройки (1893 год) назывался Верхними торговыми рядами; ЦУМ (магазин "Мюр и Мерилиз", построенный в 1908 году); знаменитый Елисеевский гастроном, "храм чревоугодия", как называли его москвичи. Его открыли на Тверской в 1901-м в перестроенном для торговых надобностей старинном особняке XVIII века, где в пушкинские времена был салон Зинаиды Волконской.
Многие магазины города за последние годы поменяли свою "квалификацию", а то и вовсе закрылись. Но в то же время в столице построено много больших и малых магазинов, в том числе продуктовых. В городе разработана программа строительства магазинов "шаговой доступности", которая должна сделать жизнь москвичей удобнее. Сейчас в столице работает 27 882 магазина, в том числе 10 267 продуктовых (не считая "лавок на колесах").
Трактиры и рестораны
Предприятия общественного питания (как бы мы сейчас их назвали) - трактиры и харчевни - появились в Москве очень давно. В трактирах купцы сговаривались за самоваром о купле-продаже, в них отдыхали извозчики и ямщики, обедали и завтракали чиновники и мастеровые. Трактиры были для богатых людей и москвичей попроще. Самым знаменитым считался трактир Тестова. Для любителей посидеть у самовара строились чайные. А в начале XIX века в столице появились и первые рестораны. Самым знаменитым в те времена был ресторан, открытый на Кузнецком мосту французом Ярдом, фамилию которого москвичи чуть укоротили. И стал ресторан называться "Яр". Пообедать у "Яра" было большим шиком. Именно в этом ресторане А.С. Пушкин с друзьями устроили поминки по умершему А. Дельвигу. Он же упоминал "Яр" в стихах: "И трюфли "Яра" вспоминать!" Позднее ресторан переехал поближе к Петровскому парку и (перестроенный) дожил до наших дней. Сохранился и тот дом на Кузнецком мосту, где бывал А.С. Пушкин. Из знаменитых ресторанов можно вспомнить и "Славянский базар", где К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко задумали создать Московский художественный театр.
Сегодня в Москве работает 9912 предприятий общественного питания. Это не только рестораны, кафе и вновь ставшие модными трактиры, но и закусочные, столовые и другие "точки", где можно и позавтракать, и пообедать, и поужинать.
Реклама: от кренделя до мобильника
Что такое реклама в городе? Это вывески магазинов, парикмахерских, ресторанов. Это растяжки поперек улицы, рекламные щиты на обочинах дорог. Реклама бросается в глаза, когда мы, выходя из здания вокзала, делаем первые шаги по столице. Она сопровождают нас в поездках по городу. Она зовет и советует, информирует и уговаривает... Уличная реклама - своеобразное лицо Москвы! Между прочим, вывески совсем не обязательно уродуют фасады домов, как считают некоторые. Они придают улицам своеобразный колорит, без них город был бы скучнее. А как с рекламой дело обстояло в старые времена?
Средневековую Москву украшали кренделя булочников, хомуты над мастерской шорника, ножницы над дверью цирюльника... Бытописатель Москвы Иван Кокорев лет 150 назад писал: "Домище на домище, дверь на двери, окно на окне, и все это, от низу до верху, усеяно вывесками, покрыто ими, как обоями... Иногда гигантский вызолоченный сапог горделиво высится над двухаршинным кренделем; окорок ветчины красуется против телескопа... Конфеты и разные сладости сыплются из Рога изобилия..."
Но уже к началу ХХ века вывески стали многословнее. Они уже не просто информировали о том, где вы можете купить сапоги или овес, - они рассказывали! Вывески можно было читать, подобно книге. Недаром, как видно на старых фото, по вывескам даже учили детей грамоте! Хотя некоторые тогдашние образчики "рекламного искусства" грамоте обучить не могли: "Авощная лафка" на Москворецкой улице соревновалась в безграмотности с вывеской "Ваеной и партикулярный партъной Иван Федоров" на Петровке, а та в свою очередь спорила за первенство с объявлением "Вправляю вывихи на лице и прочих конечностей".
Не всем уличная реклама нравилась. "Мы изуродовали фасады домов, превратили в какой-то фантасмагорический букварь улицы и площади Москвы, - писала газета "Новости" в начале ХХ века. - Все эти афиши скручиваются жгутом, превращаются в груды грязной бумаги и обезображивают город..." Не всем реклама нравится и сейчас. И все же реклама - это реальность, неотъемлемая часть жизни столицы, ее не запретишь. Просто людям, делающим рекламу, нужно учиться грамотности и вкусу, а нам с вами - терпимости.
Смотрите также: