Родившийся в провинции, в семье писаря, Иван Крамской шел к искусству трудным путем. Он развивал свое дарование, будучи учеником иконописца и ретушером фотографа. В 1857 году, оказавшись в Петербурге, Крамской без всякой подготовки рискнул держать экзамен в Академию художеств и был принят. "Я вступил в Академию, как в некий храм", - напишет потом художник.
Но разочарование от устаревших методов преподавания наступило быстро. "Одно за другим, - писал Крамской, - стали разлетаться создания моей собственной фантазии об Академии и прокрадываться охлаждение к мертвому и педантичному механизму в преподавании". В 1863 году заканчивающие курс обучения должны были участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Художники во главе с Крамским потребовали для себя права свободного выбора темы и написали об этом прошение в Совет Академии. Ответа не последовало. 9 ноября 1863 года ученики явились в зал, где за большим овальным столом собрались академики, и с огромным разочарованием услышали задание - написать сюжет из скандинавских мифов. Поняв, что их просьба не была услышана, выпускники демонстративно покинули стены Академии. Этот уход художников вошел в историю русского искусства как "бунт четырнадцати".
Чтобы выжить, художникам пришлось объединиться в свое.образную артель и жить сообща, на доходы от художественных заказов. Сам Крамской, "душа" артели, писал портреты, среди которых выделяются портрет В. М. Максимова (1886) и автопортрет (1867).
Со временем идея, положенная в основу создания артели, исчерпала себя, и Крамской стал деятельным членом нового объединения - Товарищества передвижных художественных выставок. В него входили молодые художники, борющиеся за реализм в искусстве. Впоследствии их назвали "передвижниками".
Крамской в своем творчестве пытался отразить наиболее острые вопросы, волнующие русских интеллигентов того времени. В картине "Христос в пустыне" (1872) ставится проблема нравственного выбора человека, чувствующего ответственность за судьбу мира. Среди пустынных просторов на камнях сидит человек. Пальцы его рук судорожно сжаты, ноги поранены, голова опущена. В этой позе воплощено состояние мучительного раздумья, ясно, что человек решает: "Как жить? Какой путь избрать?"
Наибольший вклад внес Крамской в русское портретное искусство. Он изобразил многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и др. Многие из них были написаны специально для галереи П. П. Третьякова.
В сокровищницу русского искусства вошла "Неизвестная" (1882). В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Крамского: красивая темноглазая дама сидит в роскошном экипаже и словно свысока глядит на зрителей. Кто был изображен на портрете? Художник скрыл имя прекрасной модели даже от самых близких друзей. Эта тайна до сих пор будоражит исследователей, но сколько они ни гадают, "Неизвестная" до сих пор остается неизвестной.
Чрезвычайно интересны крестьянские портреты Крамского - "Полесовщик" (1874), "Созерцатель" (1876), "Мина Моисеев" (1882), "Крестьянин с уздечкой" (1883).
В последние годы жизни Крамской-портретист стал настолько популярен, что у него не оставалось времени на другую работу. А что было делать - заказные работы давали возможность содержать семью. Художник обращается к Третьякову с просьбой освободить его от заказной работы. Вот строки из его письма к меценату: "Дело у меня дошло до боли, и я готов кричать "помогите". Дайте мне год жизни на пробу. Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом. Подумайте, дело терпит, хотя я уже изнемог".
Помощь не успела прийти вовремя. Во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно упал. Смерть наступила мгновенно. Портрет так и остался незаконченным...
Смотрите также: