Б. М. Кустодиева можно назвать певцом старой России, той, где остались святые монастыри, широкие масленичные гуляния, долгие купеческие чаепития, народные балаганы и ярмарки.
Такую Россию Кустодиев наблюдал с детства, ведь родился он в Астрахани, в бедной семье. Готовился стать священником, учился сначала в духовном училище, затем в семинарии, но в 1896 году уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Был учеником И.Е. Репина, и настолько талантливым, что мастер даже пригласил его помогать в написании картины "Заседание государственного совета".
За дипломную работу "Базар в деревне" (1903) Кустодиев получил золотую медаль и право учиться за границей. В Париже художник пробыл только полгода - очень тянуло на родину. Не дождавшись конца срока пенсионерства, Кустодиев возвращается домой и привозит с собой прекрасную картину "Утро" (1904), написанную по парижским впечатлениям.
Дома художник пробует себя в книжной графике, иллюстрируя повесть Н. В. Гоголя "Шинель", выполняет ряд портретов (этот жанр удавался ему еще в годы студенчества) и окончательно утверждается в своей склонности писать старую Россию, преимущественно провинциальную.
Картины "Ярмарка" (1906, 1908), "Деревенский праздник" (1910) можно рассматривать как увлекательный рассказ с обилием интересных подробностей. Гордость России - русские женщины - предстают на полотнах "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915). Лучшей картиной этого периода, итогом постоянно совершенствовавшегося мастерства стала "Масленица" (1916), полная искрометного веселья и жизнерадостности.
Это тем более удивительно, что писал ее художник, тяжелой болезнью прикованный к креслу-качалке. Все последующие десять лет жизни Кустодиева - это годы постоянной борьбы со страшным недугом и неустанного труда. Художник выполняет заказы новой власти - пишет две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, выполняет множество графических и живописных портретов, делает эскизы праздничного оформления Петрограда, иллюстрации, рисунки для обложек книг и т. д.
И при этом не забывает о том, что любит больше всего на свете - о старой России. "Балаганы" (1918), еще одна "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921), "Троицын день" (1920), "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1925-1926) и другие яркие жизнеутверждающие картины выходят из-под кисти смертельно больного художника.
Кустодиев являет собой пример огромного мужества, ведь в своем инвалидном кресле он не только работает, но и бывает на премьерах в театрах и даже совершает поездки по стране. Последние несколько лет художник вынужден работать лежа. Ему приходится рисовать на холсте, подвешенном так низко, что он даже не может видеть всю картину целиком. Кустодиев не сдавался, но измученный болезнью организм не справился с обычным воспалением легких. Художник умер, не дожив и до пятидесяти лет.
Смотрите также: