Примерное время чтения: 12 минут
363

Экипировка горнолыжника

Ботинки

Важная деталь экипировки - горнолыжный ботинок. Иногда именно от того, насколько хорошо он "сел" на вашей ноге, зависит не только то, сколько времени вы проведете на склоне, но и ваше настроение после окончания катания. Опытные лыжники выбирают ботинки придирчиво, несколько раз застегивая и расстегивая их, снимая, вновь надевая и прохаживаясь по магазину. Не советую делать эту покупку на открытом рынке, где пластик деревенеет от мороза. Понять свои ощущения той или иной степени комфортности при втискивании ноги в жесткий холодный ботинок, будь он здесь даже самой лучшей моделью, просто нереально.

Что нужно знать о ботинке? Он состоит из двух главных частей:

1. Внешний ботинок - жесткая, обычно пластмассовая скорлупа ботинка.

2. Внутренний сапожок - мягкий ботинок, вставляющийся во внешний.

Во внутренний ботинок в "проблемных" местах - на косточке и на подъеме стопы - вшивается особый материал - термопласт. От тепла ноги термопласт размягчается и служит подушкой между внешним и внутренним ботинком.

На внешнем ботинке имеются клипсы - металлические или пластиковые застежки. В последние годы наиболее популярны клипсы с микрорегулировкой, то есть позволяющие с помощью винтовой передачи четко фиксировать ее закрывание.

Для карвинговых лыж удобнее ботинки с несколько отклоненным голенищем, не позволяющим при крутом повороте задевать снег. Женские и мужские модели ботинок разрабатываются отдельно в связи с такими анатомическими особенностями разных полов, как ширина стопы и пятки, высота подъема, расположение икроножных мышц и тазобедренных костей.

Ботинки должны идеально сидеть на ноге и соответствовать уровню вашей подготовки. Существует два основных вида горнолыжной обуви: у одного голенище "расстегивается" сзади и нога свободно туда проходит, а другой устроен по принципу обычного сапога. У первого варианта есть довольно крупный недостаток - голеностоп фиксируется не очень плотно. Впрочем, он удобен для тех, кто предпочитает мягкий, расслабленный стиль езды.

Наиболее популярен высокий четырехклипсовый ботинок, часто оснащенный переключателем "ski/walk" (езда/ходьба).

Лучше иметь собственные ботинки, а не брать их напрокат. Обязательно примеряйте ботинки на носки. Но не на обычные шерстяные, а на специальные, горнолыжные, которые тоже продаются в фирменных магазинах.


ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Лента велкро - нейлоновая лента с "липучкой", стягивающая верхнюю часть ботинка. Выполняет роль "пятой" клипсы в классической четырехклипсовой конструкции. Кантинг - механизм, наклоняющий верхнюю часть голенища вправо или влево и оптимизирующий таким образом ботинок под особенности анатомии голени каждого человека (компенсирование косолапости).


Крепления

Одна из важнейших деталей экипировки, предназначенных для того, чтобы прочно соединить ноги, обутые в ботинки, с лыжами, и не просто позволить ехать, но и надежно защитить от травм при возможных падениях, - это крепление. Тем, насколько надежно крепления предохраняют и вовремя отстегиваются, и определяется "цена" падения не только в переносном, но и в прямом смысле. Состоят они из передней и задней головки и различаются по возможностям срабатывания в разных направлениях, например не только вверх, но и в сторону. Передняя головка отвечает за отстегивание при падениях назад, а задняя - наоборот, при "полете" вперед. Крепления подбираются в зависимости от веса лыжника, а также стиля катания - мягкого или, напротив, агрессивного. В последнее время появляется все больше моделей с платформой - специальной пластиной, позволяющей приподнять ботинок над кантом, исключающей возможность цепляния за снег при крутых поворотах, а также гасящей лишнюю вибрацию.

Нередко, покупая новые лыжи, крепления снимают со старых. Не стоит этого делать. Крепления - гарант безопасности лыжника. Поэтому про полуавтоматические или застегивающиеся вручную стоит уже забыть. Покупайте только автоматические. Они, во-первых, легко застегиваются, а во-вторых, "запрограммированы" таким образом, чтобы расстегиваться, освобождая ногу при падениях, ударах и прочих опасностях. Условие, при котором крепления будут отстегиваться, измеряется в условных единицах. От 2 до 18. Чем меньше ваш вес и чем спокойнее вы катаетесь, тем меньше должна быть цифра. Чтобы узнать ее, обычно вес тела делится на десять. Лыжникам со стажем, так называемого экспертного уровня, следует прибавить 4-6 единиц, новичкам - отнять 1-2. И не ставьте крепление сами - доверьте это специалистам. Родителям следует всегда помнить слова известного французского горнолыжника Жана-Клода Килли: "Можно кататься в дешевых ботинках, на простых лыжах, но я не рекомендую вам экономить на креплениях".

Лыжи

Основные параметры горных лыж сводятся к геометрическим (так или иначе описывающим геометрию лыжи) и конструкционным. Комбинация этих параметров определяет назначение лыж.

"Мягкая" лыжа

Начинает правильно "работать" (прогибаться) с меньших скоростей, облегчает катание на малых скоростях, лучше амортизирует неровный рельеф. Обычно это лыжи для начального уровня или лыжи для катания по целине, по мягкому снегу.

"Жесткая" лыжа

Более импульсивная. Для поворота требуется приложить больше усилий, но и выход из поворота получается более мощный. Более чёткое ведение дуги поворота. Лыжи идут "как по рельсам" от начала и до конца поворота. Лучше держат на жестких леденистых трассах. Модели среднего и высокого уровня, а также все спортивные модели для катания по ухоженным трассам.

Геометрия лыжи

Параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в миллиметрах; иногда в эту группу включают радиус (м) или глубину бокового выреза (мм), являющиеся производными от геометрии лыжи; определяют возможности лыжи по-разному вести себя в различных условиях - снега, трассы, склона. По ширине талии можно определить основное назначение современной лыжи: талия менее 68 мм - лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 мм до 80 мм - универсальные модели, талия более 80 мм - лыжи преимущественно для внетрассового катания. Приведенные величины не являются постоянными, в последние годы имеется тенденция к расширению талии универсальных моделей.

Ростовка

Длина лыж (обычно в сантиметрах). При выборе ростовки для себя необходимо консультироваться с продавцом. Длина лыж для одного и того же человека может существенно отличаться в зависимости от назначения. Современные рекомендации по подбору ростовки у многих фирм зачастую подразумевают, что универсальную модель можно рекомендовать человеку в совершенно разных ростовках в зависимости от того, каким видом катания и в каких условиях он собирается заниматься (для занятий фрирайдом - более длинную, для карвинга - более короткую), с учетом уровня мастерства (начинающим - короче, опытным - длиннее) и с учетом физических кондиций (легким - короче, тяжелым - длиннее).

Кант

Стальная полоса, идущая вдоль скользящей поверхности лыж, позволяющая лыже не проскальзывать на поворотах. Делается она из нержавеющей, хорошо закаленной стали. В некоторых моделях лыж характеристики внешнего и внутреннего кантов (длина, твердость) могут отличаться.

Скользячка

Скользящая поверхность лыж, то есть именно та, которой лыжа непосредственно скользит.

Платформа

Специальная конструкция, которая равномерно прогибает лыжу.

Талия

Самая узкая часть лыжи, находящаяся в районе крепления ботинка.

Пятка

Задняя часть лыж, обычно слегка загнута.

Носок

Передняя загнутая часть лыжи.

Грузовая площадка

Участок в средней части лыжи, где устанавливается крепление или платформа для крепления.

Боковой профиль

Форма кривой, которая задает скользящую поверхность. Определяется по боковой поверхности нижнего канта. Всегда или почти всегда эта кривая не является окружностью, но для сравнения используют величину радиуса воображаемой окружности.

Радиус бокового профиля

Радиус воображаемой окружности, соединяющий три точки бокового профиля - носок, талию, пятку (учите геометрию, пригодится!).

Весовой прогиб

Максимальная высота прогиба лыжи - расстояние от горизонтальной поверхности, на которой лежит лыжа без нагрузки, до скользящей поверхности в районе талии.

Многие почему-то хотят сразу купить самые дорогие лыжи, считая, что они лучшие. Это не обязательно. Вы еще не определили, какой вы лыжник, какой вид катания вам больше подходит, какие трассы предпочитаете: будете ли вы кататься на заглаженных швейцарских склонах или вечных карпат-ских буграх.

Категории лыж:

Easy - для начинающих.

Allround - универсальные, предназначенные для лыжников-любителей от среднего уровня до "экспертов", разных типов склонов и разного состояния снега.

Race или Racing - для спортсменов и любителей с высоким уровнем подготовки, предпочитающих жесткие подготовленные трассы.

Cross Carving - для катания по неподготовленным трассам или вне трасс.

Fun Carving - лыжи с более широкими носком и пяткой, как правило, очень короткие. Больше подходят опытным лыжникам и сторонникам виртуозной езды, любителям крутых пируэтов и поворотов.

Новичкам лучше всего начинать с Easy. Лыжи этого класса предназначены для спокойного стиля катания, на них легче постигать азы техники, постепенно повышая мастерство. Носок у этих лыж шире, чем у других серий, шире талия, а пятка уже. Благодаря широкому носку лыжи легко входят в поворот, а относительно узкая пятка в средней и конечной фазе поворота позволяет лыжам "проскальзывать", делая при этом катание более спокойным. Такие лыжи не опрокинут вас на вираже, не понесут неконтролируемо вниз со скоростью под сотню километров в час.


ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

При выборе лыж помните, что важны уровень подготовки, стиль катания и геометрия лыж. Начинающему лыжнику или катающемуся для общего физического развития следует предпочесть "нестрогие" и послушные лыжи, которые не потребуют больших навыков в управлении. Если вы хорошо развиты физически или планируете заниматься спортом серьезно и регулярно, можете смело выбирать более "продвинутые" лыжи. Главное, чтобы они подходили по росту. Если вы - любитель головокружительной скорости и крутых поворотов, то больше всего подойдут "приталенные" лыжи. Для того чтобы не было мучительно больно за бесцельно выброшенные деньги и потраченное время, определите перед покупкой, как вы катаетесь, к какому классу лыжников принадлежите. "Спортсмены" спокойно себя чувствуют на высоких скоростях (от 50 км/ч и выше), любят жесткие, соревновательные, ледяные трассы, много тренируются и много катаются. Отточенная техника, годы тренировок, тщательная подгонка всех компонентов снаряжения - необходимость для них. При выборе лыж следует учитывать свой вес.


Одежда

Главная задача горнолыжной одежды и вообще одежды для зимних видов отдыха - не столько соответствовать моде, сколько защищать от внешней неблагоприятной среды (дождя, ветра, снега) и сохранять тепло. В горах это особенно важно. Вот вы активно катаетесь, вспотели. Потом садитесь на подъемник и едете вверх. Там холоднее. За это время, если вы одеты неправильно, можете остыть и продрогнуть, а затем и заболеть. Поэтому ваши самочувствие и настроение будут зависеть от того, насколько продуманно вы одеты.

Основа одежды горнолыжника - термобелье, призванное отводить пот, не позволяя ему задерживаться в ткани. Как правило, это майка с длинным рукавом и рейтузы. Для их производства используются специальные ячеистые синтетические материалы. Ячейки, которые прилегают к телу, отводят влагу, а верхние - распределяют ее по поверхности. Таким образом увеличивается площадь испарений и не допускается переохлаждение.

Многие считают, что лучше всего поддевать вниз белье из стопроцентного хлопка, мотивируя это тем, что оно дышит. Но дышит до тех пор, пока не намокнет. То же самое касается и шерсти. Поэтому нижним слоем в одежде горнолыжника обязательно должно быть термобелье. Оно продается в специализированных отделах фирменных магазинов, наряду с остальной горнолыжной экипировкой.

Второй слой в одежде - утепляющий, или термальный. Его основные функции - греть, плохо намокать, быстро сохнуть и выводить влагу еще дальше, к третьему защитному слою. Это может быть свитер, водолазка и т.д.

Третий слой одежды должен защищать от ветра (это очень важно, чтобы не допустить переохлаждения), мокрого снега, дождя, сохранять тепло и выводить конденсат наружу. Раньше для защиты от внешней влаги использовались "пластиковые" материалы. Естественно, что такая одежда задерживала испаряющийся пот, белье и теплые свитера промокали, что в итоге вело к дискомфорту и переохлаждению. В 1969 году английский химик Боб Гор создал новый мембранный материал Gor-tex. Его секрет - в пористой мембране, благодаря которой вода не просачивается, зато беспрепятственно проходят молекулы водяного пара. Для пущей прочности и долговечности швы проклеиваются или пропитываются специальными составами. Вот почему верхнюю горнолыжную одежду, как и всю остальную экипировку, стоит приобретать лишь в фирменных магазинах. То, что сегодня продается на вещевых рынках, не отвечает задачам горнолыжного костюма.

Не важно, какой костюм, какого класса вы приобретете. Главное - соблюсти принцип: одеваться горнолыжник должен "как капуста", в несколько одежек. Обязательны три слоя: специальное белье, "утеплитель" и верхняя одежда.

Очки горнолыжные

Их надо иметь непременно! Но не обычные солнцезащитные, которые вы привыкли носить летом, а специальные горнолыжные. Это могут быть большие очки-маска на широкой резинке, которые закрывают почти все лицо от мороза, ветра и снега. Легкие, с дужками, можно надевать, когда не очень холодно. Горнолыжные очки прекрасно защищают ваши глаза от ультрафиолета, в них лучше виден рельеф трассы: все бугорки, впадины отчетливее проявляются именно в очках. К тому же очки необходимы в снегопад - без них вы не сможете кататься.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно