Примерное время чтения: 5 минут
272

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943)

"От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!" - написал пианист, дирижер и композитор С.В. Рахманинов, перечисляя очередной сбор от своего концерта за границей в фонд Красной Армии, сражавшейся в это время с фашистскими захватчиками.

Сергей Васильевич покинул Родину после октября 1917 года, но душой, сердцем всегда оставался со своим народом. Тяжело переживал он испытания, выпавшие на долю его страны в 1941-1945 годах, верил в победу, но до нее не дожил. Не успел он получить и поздравление от Союза композиторов СССР в честь своего семидесятилетия, не узнал, что эту дату, несмотря на войну, готовятся широко отметить по всей стране.

Кто же был Рахманинов - композитор или пианист? Тот, кто хоть раз услышит его игру, скажет: непревзойденный виртуозный пианист. И в то же время его волнующая кантата "Весна", многочисленные пьесы-фантазии для фортепьяно, "Каприччио на цыганские темы", четыре концерта, рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром, симфоническая поэма "Остров мертвых" и другие произведения давно вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Талант Рахманинова многогранен. Он окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно и по классу композиции. А его выпускная работа, опера "Алеко" по поэме А.С. Пушкина "Цыганы", получила высшую оценку - 5+. После экзамена к восемнадцатилетнему Рахманинову подошел его кумир - Петр Ильич Чайковский. Он не только предрек молодому композитору блестящее будущее, но и предложил поставить его оперу в Большом театре в один день со своей "Иолантой". О таком счастье Рахманинов мог только мечтать!

Трудно порой складывается судьба талантливых творцов на изломе истории. Бурные перемены начала века коснулись не только социального строя, но и искусства. Потомственный дворянин, Рахманинов пришелся в революционной России "не ко двору". Нельзя сказать, что музыку его не ценили или не понимали, но многим она казалась старомодной, навсегда оставшейся в прошлом. Новому государству нужна была "новая" музыка. Однако талант Рахманинова-пианиста безоговорочно признавали все, его концерты всегда проходили с оглушительным успехом. Сергею Васильевичу постоянно приходили приглашения выступить за границей, и однажды он покинул родину, как оказалось, навсегда.

В эмиграции Рахманинов активно занимался концертной деятельностью. Он выступал в Европе и США, и везде с большим успехом. По виртуозности его игру сравнивали с игрой Листа, но всем без исключения была очевидна самобытность "русского гения". Рахманинов тщательно изучал произведения лучших композиторов мира и привносил в их исполнение нечто свое, "рахманиновское".

Печально, но за рубежом Сергей Васильевич почти не сочинял музыку. Исключением стали хоровой цикл "Три русские песни", Третья симфония и некоторые другие произведения. Сам композитор с пронзительной откровенностью так объяснил это: "Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия, нетревожимых воспоминаний".

Свою последнюю концертную поездку Рахманинов начал в Детройте. Самочувствие его уже тогда было безнадежно плохим. Он даже писал своему другу: "Милый Женя, пожалуйста, не приезжай. Я буду плохо играть, и мне будет совестно..." Но плохо Рахманинов играть не умел. Задыхаясь, превозмогая боль, он блестяще исполнил произведения Шумана, Листа, Шопена и свои собственные... После концерта в Ноксвилле музыкант ушел со сцены под гром оваций. Это было его последнее выступление. Силы покинули Рахманинова, и больше он уже не вставал с постели.

Великий русский пианист и композитор умер в Беверли Хиллз (штат Калифорния) и похоронен в Кенсико, близ Нью-Йорка. Страшно себе представить, как тяжело было Рахманинову встречать свой смертный час так далеко от Родины - не просто в другой стране, а на другом континенте. Но до последней минуты в комнате Рахманинова не умолкало радио, настроенное на Москву: музыкант слушал вести с полей сражений, радовался первым успехам русской армии. За Сергеем Васильевичем, по его просьбе, ухаживала русская медсестра... Номер гостиницы в роскошном и респектабельном Беверли Хиллз ненадолго стал частичкой горячо любимой, всегда жившей в сердце Рахманинова России.


Это интересно

Слава С.В. Рахманинова за границей была огромной. Везде и всюду его преследовали фотографы, которых принято называть папарацци. Приехав давать концерт в один из американских городов, Рахманинов сделал все, чтобы избежать встречи с назойливыми корреспондентами. Но один из них все же "подловил" пианиста во время обеда в ресторане. Чтобы не попасть в объектив фотоаппарата, Рахманинов закрыл лицо руками. Вскоре он все же обнаружил в газете свой снимок. На нем не было видно лица, зато внизу этой явно неудачной фотографии находчивый фотограф дал подпись: "Руки, которые стоят миллионы!"

Рахманинов действительно обладал уникальными руками. Он мог охватить двенадцать белых клавиш сразу - абсолютный рекорд среди пианистов!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно