Коротко их задача сформулирована так: защита административных, промышленных центров страны, группировок войск и других объектов от ударов с воздуха и из космоса, а также поражение войск и тыла противника, обеспечение боевых действий Сухопутных войск и Военно-морского флота. ВВС принадлежит решающая роль в завоевании господства в воздухе, а теперь уже и в космическом пространстве.
Авиация - самый притягательный, самый романтический род войск, и поэтому конкурс в авиационные вузы всегда высокий. Впрочем, и требования, которые предъявляются к летчикам, тоже высокие. Особенно в том, что касается здоровья. Случается, молодого человека, имеющего хорошую теоретическую подготовку, не принимают на летный факультет, потому что у него какие-то проблемы с вестибулярным аппаратом или зрение подкачало. В этой ситуации можно пойти на другой факультет, где требования к здоровью не так строги. Правда, летать уже не придется. Но ведь в авиации немало специалистов, обеспечивающих полеты, и они котируются ничуть не ниже, чем летные специальности. Плохо ли готовить к запуску новые виды ракет, разрабатывать новые системы обнаружения целей, отвечать за работу навигационных комплексов?!
Что такое сегодня ВВС? Прежде всего, конечно, военная авиация как таковая, летательные аппараты, способные нести на борту в любую точку планеты мощное оружие, вести воздушный бой с самолетами противника, обнаруживать любые цели на земле, в небе, в океане, в космосе и атаковать их. Основа нашей авиации стратегического назначения - сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 и ракетоносцы Ту-95 МС. Ту-160 может находиться в небе до 15 часов без дозаправки. При этом скорость его достигает 2 тысяч километров в час. Он вооружен двенадцатью крылатыми ракетами, дальность полета которых составляет 3 тысячи километров, корректируемыми бомбами, морскими минами и другими боевыми системами. По сути, это многофункциональный ударный комплекс, который может одновременно атаковать сухопутные, морские и воздушные цели, оставаясь при этом недосягаемым для противника.
Бомбардировщику почти не нужна помощь с земли, он сам обнаруживает цели, электронные системы самолета рассчитывают курс полета бортовых ракет и наводят их на эти цели. Функции экипажа сводятся в основном к контролю работы двигателя, систем обнаружения целей, оружия, связи, робототехнических устройств.
Это сугубо боевая машина, но в ней есть все для комфортной работы и отдыха экипажа: биометрические кресла, душ, холодильник, туалет, кухонный
Еще один типичный представитель нашей военной авиации - истребитель-перехватчик МиГ-31. Несмотря на долгую жизнь в наших ВВС, этот самолет по многим параметрам вне конкуренции. Он может подниматься в небо на высоту более 20 километров, находиться в полете (при дозаправке) до 7 часов. МиГ способен одновременно отслеживать до 10 целей, вести огонь по воздушному противнику из шестиствольной пушки или атаковать его управляемыми ракетами. Кстати, увернуться от них практически невозможно. Это идеальный воздушный страж. Он "видит" на 200 километров вокруг себя, может летать на предельно малых высотах, выполнять сложные пируэты в небе, словом, маневрен, стремителен, беспощаден.
Почти не уступает ему, а в чем-то даже превосходит многоцелевой истребитель Су-30. Это уникальный самолет: скорость почти 2200 километров в час, высочайшая маневренность, вооружен скорострельной пушкой, управляемыми ракетами различных типов, корректируемыми авиабомбами.
Это не значит, что в каждый полет Су-30 берет на борт весь "джентльменский набор". Боевая загрузка диктуется обстоятельствами. Но при необходимости истребитель может нести все виды ударного оружия. Его несомненное достоинство - наносить эффективные удары по наземным целям, поддерживать Сухопутные войска.
А на подходе уже новое поколение многофункциональных фронтовых истребителей (МФИ). Скоро они начнут поступать в военную авиацию. МФИ строится по технологии "стелс", то есть почти не улавливается радиолокационными системами. Его тактико-технические характеристики выше, чем у зарубежных аналогов: он быстрее взлетает, быстрее набирает заданную скорость и высоту, может вообще замирать в небе или внезапно делать "свечку" - взмывать вверх. МФИ отлично вооружен и оснащен суперсовременными комплексами наведения ракет, принцип действия которых - "запустил-забыл". То есть ракеты со стопроцентной гарантией найдут заданную цель и уничтожат ее.
В короткой главе невозможно рассказать обо всех самолетах, стоящих на вооружении наших ВВС. А ведь Военно-воздушные силы - это не только дальняя, фронтовая, военно-транспортная авиация, это и радиотехнические войска. В эру электроники им придается все большее значение. Радиолокационные станции ведут непрерывную разведку за действиями потенциального противника, отслеживают перемещения всех его космических средств, самолетов, мобильных ракетных установок. РЛС фиксируют ракетные цели в момент их запуска, выдают информацию о траектории движения целей, их скорости, типе, государственной принадлежности.
В состав ВВС входят и зенитные ракетные войска, предназначенные для защиты важных объектов от ударов противника.
Есть на вооружении ВВС и самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50. Многие его характеристики засекречены. Но кое-что сказать об этом летающем чуде можно. Например, аппаратура А-50 способна улавливать любые телефонные переговоры, которые ведутся в нескольких тысячах километров от самолета. А-50 способен вычислять параметры сразу 60 объектов (целей) и наводить на них ударные средства. Этот самолет, находясь в небе, может "разглядеть" подземные электрокабели, подводные лодки, подземные сооружения. Больше того, электронные системы А-50 способны "увидеть" с высоты более десяти километров фотографии в журнале, который держит на коленях какой-нибудь Майкл в Аризоне. И это только малая часть того, что умеет такой самолет. Так что нашим ВВС есть чем гордиться и служба в них - высокая честь для любого мужчины.
Смотрите также: