Примерное время чтения: 18 минут
730

Великие изобретения и дары миру

БУМАГА

До III века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. Есть сведения, что император Цинь Шихуан каждый день взвешивал на весах 1 дань (около 50 кг) документов и не ложился спать до тех пор, пока все их не проработает. Потом в качестве писчего материала начали использовать легкий шелк. Только шелк был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

Около 200 года до н.э. с изобретением Мэн Тянем волосяной кисточки появилось нечто подобное бумаге. Эту "бумагу" изготавливали из конопляных очесов, она отличалась грубой фактурой и неровной поверхностью, поэтому была мало пригодной для письма и в основном употреблялась в качестве оберточного материала. В 105 году чиновнику, ответственному за поставку к императорскому двору предметов обихода, Цай Луню, удалось усовершенствовать технологию бумагоделания. При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье, конопляные очесы и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов - он стал божественным покровителем бумажного производства - и возвели в его честь храмы.

Древнейший известный образец бумажной книги - буддистская сутра "Пиюй цзин" - датируется серединой III века. К IV веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем - во Вьетнам, Японию и Индию. В VIII веке с ней познакомились арабы. В конце XII века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

С X века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги - например, ароматная бумага из сандаловой коры. Поскольку китайская бумага хорошо впитывала тушь, она была, помимо прочего, идеальным материалом для мастеров каллиграфии и живописи.

В средневековом Китае бумажное производство достигло ги-гантских масштабов. В минской империи одно лишь Ведомство общественных работ ежегодно расходовало 315 тысяч листов бумаги, торговые управления империи каждый год потребляли 1,5 миллиона листов бумаги. Огромное количество бумаги шло на изготовление жертвенных денег, макетов жертвенных предметов, лубочных картин, талисманов, фонарей, вееров, ширм, матрасов, одеял, визитных карточек, игральных карт и прочего. Кроме того, бумагой заклеивали в домах окна. В минскую эпоху стали использовать бумажные обои.

Уже в VIII веке китайцы пользовались туалетной бумагой и очень удивлялись, что с ней незнакомы жители других стран. Одновременно с изобретением туалетной бумаги китайцы изобрели бумажные деньги.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

На протяжении нескольких веков китайские книги переписывались ручным способом. Были как самостоятельно работавшие переписчики, так и цеха по переписке рукописей. Однако с ростом издательского дела ручное тиражирование, требовавшее больших затрат труда и времени, не гарантировало от ошибок и искажений, возникающих в процессе много-кратной переписки. Но вопрос решился: в Китае изобрели книгопечатание.

Вообще-то еще с глубокой древности тут использовались клейма и печати, удостоверяющие личность человека - государственного лица или мастера. Даже в наши дни китайцы нередко заменяют свои подписи личным штампом. А вырезание печатей является не только ремеслом, но и утонченным искусством. Известно, что уже в эпоху Хань были распространены деревянные "печати богов" - клише с вырезанными на них в зеркально перевернутом изображении текстами заклинаний. Они и были предшественницами способа, с помощью которого начали печатать книги.

В эпоху Шести Династий был изобретен способ литографии, когда текст зеркально вырезался на камне, с которого затем делались оттиски на бумаге. В VIII веке камень был заменен гравировальными досками, покрытыми печатными красками, - появилась ксилография. С помощью ксилографического метода в официальных китайских типографиях печатались канонические буддийские тексты и классические книги по конфуцианству. Некоторые частные мастер-ские выпускали календари, стихотворные сборники известных поэтов, хрестоматийные книги для желающих участвовать в государственных экзаменах. Ну прямо как в наше время!

В 1041-1042 годах кайфэнский кузнец по имени Би Шэн придумал способ книгопечатания сменными литерами - подвижным разборным шрифтом. Летописцы свидетельствуют об изобретении им наборной кассы, в которой хранились литеры-брусочки. С их помощью можно было получить несколько тысяч оттисков. До повторного изобретения печатного станка европейцем Иоганном Гутенбергом (1397-1468 гг.) оставалось ровно 400 лет... Впрочем, в самом Китае этот способ не нашел широкого применения: все-таки несколько тысяч иероглифов - не 26 букв латинского алфавита. До XIX века китайцы печатали книги главным образом ксилографическим методом. Тем не менее метод Би Шэна лежит в основе китайской печатной машинки: она содержит около 2,5 тысячи литер, подбираемых вручную.

Свой окончательный вид китайская печатная книга приобрела к XVI веку. В определенной степени она воспроизводила образцы Сунской эпохи и представляла собой прошитую тетрадь с двойными согнутыми страницами. Текст за-ключался в черную рамку. Книга имела обложку из толстой цветной бумаги - обычно черной или синей. Несколько таких тетрадок складывались в папку с застежками. Ксилографическая печать позволяла сохранять графические особенности оригинальной рукописи. Удобно было и то, что при необходимости можно было производить замену одних знаков на другие. Еще одно важное преимущество ксилографии - легкость совмещения печатного текста и гравюры, искусство которой достигло в позднесредневековом Китае высокого уровня.

КОМПАС

От эпохи Западная Хань китайцам достался древнейший экземпляр компаса - отшлифованный кусок магнитного железняка в виде массивной ложки с указателем, качающимся в центре медной пластинки с делениями. Нет, применялся он не в мореплавании, как вы, наверное, подумали, а в геомантии - системе, в основе которой лежит практический опыт выбора "правильного" места для строительства. Романтики не много, зато практично.

В эпоху Сун был изобретен компас с искусственным магнитом - иглой, плавающей с помощью пробки в сосуде с водой.

Использование компаса на китайских судах стало обычным явлением уже в XII веке, в то время как в Европе этот прибор впервые упоминается только в следующем столетии.

ПОРОХ

Примерно тысячу лет назад китайцы изобрели "дымный порох" - смесь селитры, древесного угля и серы в соотношении 75:15:10. Изобрели - и остановились за полшага до создания первого огнестрельного оружия. А все просто: порох здесь был нужен только для того, чтобы набивать им картонные трубки, которые взрывали по поводу радостных событий - рождения ребенка, свадьбы, дня весеннего равноденствия, приезда дорогих гостей, встречи с друзьями и т.д.


Некоторые исследователи полагают, что огнеметы, начиненные китайским порохом, имевшиеся в войске Батыя, породили в русском фольклоре образ Змея Горыныча.


Между прочим, "рецепт" китайского пороха привез в Европу не кто иной, как Марко Поло, живший в Китае при монголах.

ШЕЛК

В надписи, сделанной на бронзовом сосуде эпохи Западная Хань, говорится, что за моток шелковой пряжи и лошадь можно купить пятерых рабов. Выходит, еще в древности шелк и шелковые изделия здесь были предметами товарного обмена.

Из могильника царства Чу эпохи Воюющих царств, обнаруженного в наше время в городе Чанша, было извлечено более двадцати лоскутов шелковой парчи. Краски орнамента сохранили абсолютную свежесть, несмотря на то, что находка пролежала под землей более двух тысяч лет! Качество отменное! Но к тому времени, как были сотканы эти удивительные ткани, в Китае занимались шелководством три с лишним тысячи лет. Судя по найденным археологами отпечаткам шелковичных коконов, лоскутам шелковых тканей, рисункам на керамической посуде и деталям старинного шелкоткацкого станка, шелководство появилось в Китае несколько тысячелетий назад - раньше, чем где бы то ни было.

В одном из китайских стихотворений говорится: "Одетому в шелка неведомо, как разводят шелкопряд". Видно, очень не простым - тяжелым и ответственным - был труд китайских шелководов.

Начало вывоза шелка относится к эпохе Хань. Ханьские правители установили торговые связи с царствами западных территорий Китая и проложили туда караванный путь. Тут же при император-ском дворе была учреждена Администрация по делам западных территорий, которая занималась охраной торговых караванов, поддерживала путешественников и снабжала их водой и провиантом. Вскоре китайский шелк проник в Западную Азию, а оттуда - в Европу. Дорога, начинавшаяся в городе Сяньян, следовавшая на западе от Хуанхэ по Хэсийскому коридору, пересекавшая нынешний Синьцзян и достигавшая Западной Азии, была названа "Шелковым путем". Впервые так ее назвал немецкий географ Рихтгофен. Это было в ХIХ веке. А позже торговый путь между Китаем и Западом стали называть "Шелковым" даже историки - этот термин стал обозначать не только торговый, но и культурный обмен между Востоком и Западом.

...Однажды правитель Римской республики Гай Юлий Цезарь появился в театре в роскошной шелковой тунике и произвел настоящий фурор. Через короткое время после этого ношение одежды из китайского набивного шелка и шелковой парчи стало в высшем обществе Рима обычаем. И настолько китайские шелковые вещи пришлись древним римлянам по вкусу, что они назвали Китай "Serice" - "Страна шелка".

ВЕЕР

В Китае учат: правильно размещенный в пространстве веер при-влекает в дом благоприятную энергию "ци", так как веера притягивают движение воздушных потоков, за которыми эта энергия следует. Обычно веер вешают на стену, направляя опахало туда, где не хватает "ци". И таким образом активизируют ту или иную область своей жизни.

По поводу древности веера разные народы не прекращают споров даже сегодня, когда доподлинно известно, что самый древний из вееров - китайский. Найденные археологами бронзовые изделия с изображением китайских вееров с длинными ручками относятся к эпохе Восточная Чжоу и периоду Воюющих царств. При раскопках могильника княжества Чу в провинции Хубэй были обнаружены фрагменты очень древних вееров из перьев. Опахала в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельцев.

В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров имело полукруглую форму. Их делали из тонких бамбуковых пластинок. А пользовались ими уже все - и императоры, и простолюдины, - потому что жарко было всем. При династиях Суй и Тан (581 - 907 гг.) были распространены круглые веера. Их делали из бамбуковых либо деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. Не смотря на моду, одни предпочитали полукруглые веера, иные - бесформенные перьевые или четырехугольные, а кто-то - и те, и другие, и третьи. А вот китайские девушки обмахивались только круглыми веерами и никакими другими.

При династиях Сун и Юань появились складные веера - тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Особый "авторитет" имели веера, украшенные золотой фольгой. Их китайские императоры дарили своим наложницам и отличившимся чиновникам.

ФАРФОР

Исследователи считают, что самая поздняя дата изобретения китайцами фарфора - VII век, хотя есть версии о его изобретении в III - V столетиях. В сунское время в Китае стали изготавливать высокохудожественные фарфоровые изделия. В XIV веке китайский фарфор вывозился во все страны мира, поражая честной народ своей благородной изысканностью. Целых 400 лет европейцы не могли понять, из чего изготовлены чудесные вещицы: например, предполагали, что в материал, из которого сделаны чашки, пиалы, кувшины и вазы, входят измельченные морские ракушки - "свинюшки" (от итальянского "porcella", отсюда название фарфора в западных языках - "порцелин"). Фарфору даже приписывали магические свойства. Так, считалось, что он изменяет цвет при контакте с ядом. Поэтому правители, боявшиеся отравлений, приобретали китайскую посуду за бешеные деньги. И готовы были раскошелиться, чтобы любыми правдами и неправдами заполучить секрет китайского фарфора. Ничего не получалось!

Предком фарфора была керамика. Еще первобытные люди, жившие на территории Китая, умели путем обжига глины делать чашки, пиалы, тазы, кувшины и другую утварь. Во времена династий Цинь и Хань масштабы производства керамики и ее качество были отменными. Особенно это касается керамической скульптуры, которая в тот период достигла расцвета. Погребальные фигурки циньских солдат и коней, статуэтки ханьских рассказчиков, музыкантов и циркачей восхищают высокохудожественным исполнением. А ведь они сделаны шесть и больше тысяч лет назад! Появление в династию Тан статуэток с трехцветной глазурью подняло искусство керамической скульптуры на новую высоту. Технологические изобретения в династию Сун и подавно изменили ситуацию. До этого синий фарфор производили только на юге, а белый - на севере, и вот юг и север приобрели необходимые возможности для изготовления любых изделий.

...Много, много лет европейцы вертели в лучах полуденного солнца китайские чашки и вазы, разбивали и перетирали в порошок, который нюхали, пробовали на вкус, смешивали с различными компонентами - пытались рассекретить. Да все без толку! А секрет китайского фарфора заключался в материале, из которого он создавался. Это гаолин (каолин) - белая пластичная глина, получившая название от местности Гаолин (Высокие холмы) в провинции Цзянси. Но конечно же дело не только в том, что китайцам повезло с глиной, ведь каолин есть в Англии, Германии, на Урале, на Украине. Открытие, прежде всего, в том, что они первыми догадались занять гончаров не обычной глиной, а более редкостной - белой. А во-вторых, потребовалось несколько веков, чтобы найти добавки, которые сделали китайский фарфор непревзойденным.


Фарфоровые изделия имеют замечательное свойство - сохранять чистоту.


Флорентийцы Медичи здорово потратились и даже казнили несколько хороших мастеров, пока не получили нечто наподобие китайского фарфора - тонкое, прозрачное и белое. Но фарфор Медичи был не настолько звонок и прочен, как китайский.

В 1709 году в германском Мейсене был открыт способ производства европейского фарфора. Секрет китайского фарфора был раскрыт Иоганном Беттгером из Саксонии в начале XVIII века. Это и по-зволило появиться знаменитой впоследствии Мейсенской мануфактуре.

В наши дни лучший китайский фарфор изготавливают в городе Цзиндэчжэнь, древнейшем из сохранившихся центров его производства.

ЧАЙ

Чай в одночасье покорял нации, но почти везде оставался замор-ским продуктом. А дело в том, что он - истинный уроженец Китая (и как растение, и как напиток, и как явление культуры), где широко известен с V века.

По преданию, чайное дерево обнаружил легендарный создатель китайской медицины Шэньнунши (родоначальник китайской нации Яньди), живший около пяти тысяч лет назад. Миссия этого человека заключалась в том, чтобы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву.

День за днем император пробовал разные травы - то заваренные кипятком, то в их первозданном виде, - проверяя на себе их действие. Из 100 отведанных растений 72 он счел ядовитыми. Однажды, съев зеленую жемчужину, Шэньнунши отравился и упал, умирая, под чайным деревом. Вот тут-то ему и попала в рот нагретая солнцем росинка с чайного листа. Он росинку проглотил и в тот же миг пришел в себя. Помяв рукой листочек чая и принюхавшись, Шэньнунши ощутил благоуханный аромат. Коснулся его языком и почувствовал терпкий вкус. Отметив прилив сил и бодрости, Шэньнунши стал с тех пор употреблять целебные "росинки", полученные из листочков "чайного дерева" - как противоядие. А китайцы, узнавшие от императора о целебных свойствах чая, использовали чудодейственные листья в ритуалах и при отравлении. Между прочим, Шэньнунши открыл не только чай, но и женьшень. А еще он разработал рецепты приготовления блюд из сои - они дошли до наших дней, практически не изменившись. После себя этот труженик оставил плуг для полевых работ и рукописный труд, который является самым древним в Китае трактатом о лекарственных растениях. С тех пор его считают богом. А еще здесь рассказывают, что спустя века путешественники удивлялись: почему это Китай почти не подвержен эпидемиям кишечных заболеваний?..

В те времена был принят следующий способ приготовления чая. Чайные листья сминали в лепешки, которые слегка поджаривали и сушили. Затем лепешку или ее часть клали в керамический горшок и заливали кипятком. Туда же добавляли соль, лук, имбирь и специи. Получался чайный суп. А в 222 году чай упоминается в переписке китайских аристократов как альтернатива вину.

Широкую известность чай получил в V веке. В летописи 479 года зафиксирован факт обмена чая на другие товары. Именно тогда и началось движение уникального продукта по знаменитому Шелковому пути в Индию, Турцию, районы нынешней Средней Азии. Во времена династии Тан популярность приобрел порошковый чай, который впо-следствии стал основой японской чайной церемонии. Кстати, чай в то время пили с солью, которую добавляли в воду при кипячении.

В середине VIII века поэт Лу Юй (733-804 гг.) написал первую в мире книгу о чае - "Чайный Канон" ("Трактат о чае").

Всеобщее употребление чая возродилось в Китае во времена династии Мин. Стал модным новый метод заваривания, при котором неизмельченные чайные листья опускали в кипяток. В Китае так любили чай, что была популярной традиция проводить встречи, главным напитком на которых был именно он. Кстати, тогда же появились заварочные чайники.

С 1557 года в Китае начало работать Императорское чайное управление, которое контролировало все, что было связано с чаем. В начале ХIХ века китайская традиция употребления чая и технология его возделывания попали в Японию, затем в другие страны. Производство чайного листа и торговля им стали одним из источников финансовых доходов государства.

Чай собирают сутками. При этом соблюдаются строгие правила, связанные с чистотой. Крестьяне часто моют руки, используют перчатки, следят за свежестью дыхания - в общем, делают все, чтобы к драгоценному сырью не примешивались посторонние запахи. При первом сборе (после зимы, когда растение едва пошло в рост) собирают молодые листочки, при последующих - сырье сортируют по степени "грубости".


Лучший чай выращивают в Китае на высоте 4 километров над уровнем моря, на горе Хуаншань (провинция Анхой). Этот чай так и называется - "чай облаков и туманов".


Собранные листья высушивают всевозможными способами, выбор которых зависит от того, какой сорт чая хотят получить. Листья могут провялить, потом обжарить в чугунных котлах, затем скрутить вручную на столе. Могут высушить на специальных выстроенных в ряд печах с медными и чугунными плитами. Могут обварить кипятком, потом высушить и, наконец, скрутить. Могут поджарить на медленном огне в жестяных цилиндрах. Могут подержать перед сушкой на пару. Могут подкоптить в дыму опилок или сосновых иголок. Могут просушить на золотых подносах в тени жасминового дерева. Или просто смешать со свежесорванными цветами или бутонами жасмина... Короче, все могут!

Существует не один способ скручивания чая: в шарики различных диаметров (от 5 мм до 3 см), кольца, спирали, плоские "воробьиные язычки", лекалообразные формы. Иногда чай не только скручивают, но и связывают - тогда он напоминает хризантемы и плоды слив. И все это делают вручную!

КАЛЕНДАРЬ

По преданию, более 4 тысяч лет назад, в эпоху легендарного правителя Ся, на территории Китая уже существовала система лето-счисления. Это подтверждается тем, что старое название сельскохозяйственного календаря - "Сяский календарь" - сохранилось до наших дней.

В эпоху Шан китайский год делился на 12 месяцев - длинных и коротких. В длинных было 30 дней, в коротких - 29. Календарь содержал сведения о сроках сельскохозяйственных работ - сева, прополки, подкормки, уборки урожая и др. Удобный и самый древний из всех календарей Центральной и Восточной Азии - китайский - стал основой для календарных систем многих восточных стран. Значение этого календаря не ограничивалось хронологией: он являлся едва ли не самым наглядным воплощением важной для китайской цивилизации идеи гармоничного единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека. Этот календарь отражал не только закономерности в природе, но и связан с хозяйственной деятельностью, бытом, навыками и знаниями китайцев. Например, китайская медицина различает в теле человека 365 основных точек - по числу дней в году.

Традиционный китайский календарь - лунно-солнечный. Солнечный календарь базируется на закономерностях движения Солнца. Время, за которое Солнце делает круг от точки весеннего равноденствия в системе небесных координат в этом году до той же точки в будущем году, называется тропическим годом. Лунный календарь основан на изменении фаз Луны.

Особенностью китайского календаря является система летосчисления по шестидесятилетнему циклу. Знаки 12-летнего "цикла животных" получили название "двенадцать ветвей". Они служат для обозначения периодов времени - эпох, лет, месяцев, порядковых чисел дней и времени суток.

За начало циклической эры, то есть за первый год первого цикла, принят год Мыши, соответствующий 2637 году до н. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации - императора Хуанди. К настоящему времени прошло 77 полных циклов, в 1984 году начался 78-й цикл, а следующий, соответственно, начнется в 2044 году.

В народе получил распространение обычай обозначать годы названием животных зодиакального цикла. Это годы Мыши, Быка, Тигра, Зайца, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки, Свиньи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно