Примерное время чтения: 7 минут
107

Х, Ч

Художники детской книги

Вспомните картинки в книжках, которые вы любили в детстве. Например, "Кто сказал мяу?", "Золотой ключик", "Сказки" А.С. Пушкина... Наверное, по-другому невозможно представить себе забавного котенка, Буратино с Мальвиной, Старика, который поймал золотую рыбку и потом ходил выпрашивать у нее исполнения желаний своей ненасытной Старухи. Изображения всех этих выдуманных и сказочных героев придумали художники детской книги. Сами про свою работу они говорят: не придумал, а нашел. Эти находки даются не быстро и не просто. Нужно много-много раз нарисовать какой-нибудь персонаж, попробовать одеть его так и этак, придать ему разные позы, чтобы выбрать самые точные. Чтобы текст сказки, рассказа и картинки (а правильно - иллюстрации) не противоречили друг другу, а дополняли, уточняли. И, главное, чтобы радовали маленьких читателей. Да и большим тоже картинки нравятся. Но для них уже рисуют по-другому.

В библиотеке часто организуются выставки работ художников детской книги. Читателей приглашают на встречи с ними. Художники проводят для ребят мастер-классы.

Оригинальные работы художников отличаются от печатных копий в книгах. Они... дышат. А в присутствии автора они как будто оживают. Их можно спрашивать о том, что интересно, долго-долго внимательно рассматривать вместе с друзьями или с родителями.

Читальные залы

Читальный зал для дошкольников и первоклассников не похож на все остальные: в нем очень много разных игрушек, игр и книжек-игрушек. Столы, стульчики и стеллажи для книг и журналов там низенькие, чтобы было удобно маленьким читателям.

Есть свои читальные залы у школьников 5-7-х и 8-11-х классов. Там и мебель им по росту, а главное, подбор книг, газет и журналов предназначен именно этому возрасту.

А в таких читальных залах, как "Литература по искусству", "Литература на иностранных языках" найдут себе интересные и полезные книги читатели любого возраста.

Есть даже читальный зал для тех, кто глубоко интересуется литературой по компьютерам.

Для взрослых читателей - родителей, учителей, библиотекарей, издателей, писателей - работает специальный зал. Там много интересных и полезных для них материалов: педагогические, методические, художественные журналы, сборники сценариев, профессиональная библиотековедческая литература.

Найти нужную по теме книгу или статью в журнале непросто. Для этого читатели могут использовать книжные полки открытого доступа, журнальные витрины, каталоги и картотеки. И, конечно, не стесняйтесь консультироваться у библиотекаря.

Обращайте внимание на книжные выставки в читальных залах, где будете работать. Они могут быть посвящены какой-то знаменательной дате или новым изданиям - например, по географии. Не пожалейте времени на знакомство с энциклопедическими и справочными изданиями, словарями, статистическими сборниками.

Читательский билет

Чтобы стать читателем библиотеки, нужно сначала записаться и получить читательский билет. В большом холле первого этажа работает регистратура. Туда нужно обратиться с документом: собственным паспортом или паспортом кого-нибудь из родителей, куда внесено ваше имя. Запись в библиотеку и внесение данных в компьютерную базу занимает не много времени. Когда у вас в руках окажется читательский билет, внимательно посмотрите на ту информацию, которая в нем содержится: режим работы, правила для читателей и т.п. Если что-то непонятно, сразу уточните.

В каждое посещение библиотеки при предъявлении читательского билета вы будете получать контрольный листок. Сотрудники всех подразделений, которые вы посетите, должны сделать на нем отметки о количестве выданных вам и полученных от вас книг и журналов (а также компакт-дисков, подшивок газет и т.д.). Покидая библиотеку, вы отдаете листок дежурному.

Для читателей библиотеки, о чем будет свидетельствовать наличие читательского билета, предусмотрены скидки на некоторые платные услуги.

Чтение с экрана

Когда-то люди узнавали о событиях, распоряжениях правителей, о воле богов, разбирая знаки, выбитые на каменных стелах, на глиняных табличках, на листках пергамента и папирусных свитках, дощечках, покрытых воском... Потом появилась бумага... Теперь мы располагаем разнообразными материалами для изготовления носителей текстовой информации, например, оптическими и лазерными дисками. И много материалов приходится читать прямо с экрана телевизора, монитора компьютера, дисплея мобильного телефона, карманного компьютера. Это может быть прогноз погоды на бегущей строке, короткая новостная информация или SMS-сообщение. А может быть и не очень короткая статья, даже и целая книга.

Готов ли современный человек оторваться от печатного листа и перейти на преимущественное чтение с экрана (любого)? Нужны ли какие-то особые приемы и навыки чтения с экрана?

С учениками 9-10 классов московской школы N 1161 мы провели небольшое исследование. Составили вопросы к анкете и попросили ответить на них не только школьников с 5-го по 11-й класс, но и учителей. Среди вопросов были, например, такие:

1. Сколько страниц текста вы можете без напряжения прочитать в Интернете за вечер?
.............................................

2. Где вы лучше воспринимаете материал: (отметьте, пожалуйста, одну позицию)

* с дисплея ......
* из книги .........

3. Откуда лучше/удобнее вам читать текст: (отметьте, пожалуйста, одну позицию)

* с экрана монитора ................
* из книги..............

4. Как вы думаете, нужны ли какие-нибудь особые навыки для чтения текста в Интернете?

5. Пользуетесь ли вы наладонником для чтения текстов?

6. Если вам предложат в подарок Большую Российскую энциклопедию в бумажном издании или на компакт-дисках, что вы выберете? А если речь пойдет о книгах Сергея Лукьяненко или о Гарри Поттере?

7. Можно ли говорить о различиях в чтении литературы с экрана или с печатного листа:

* художественной ..............
* познавательной ................
* справочной .......................

8. Как вы считаете, может ли чтение с экрана заменить нам книги?

Нам было очень интересно, какие мнения выскажут ребята по вопросу о том, нужны ли какие-нибудь особые навыки для чтения текста в Интернете.

Вот что получилось, когда мы все подсчитали в процентах:

Нас порадовало то, что много было содержательных ответов. То есть школьники дали себе труд задуматься над проблемой, проанализировать свой личный, пусть еще небольшой, опыт. А настоящие исследователи (педагоги, социологи, психологи, маркетологи) серьезно занимаются этим вопросом. Например, специалисты по рекламе. Рекламных роликов и текстов очень много и на телевизионном экране, и в Интернете. И специалистов беспокоит вопрос об их эффективности. Какого объема текст будет наверняка прочитан? Изучается даже желательность цвета и формы букв, цвет фона и т.п.

Попробуйте и вы ответить на вопросы нашей анкеты, предложите это сделать и своим друзьям. Результаты наверняка будут отличаться от наших, потому что очень быстро все в этой сфере развивается. Широко входит в нашу жизнь Интернет. Издаются целые библиотеки мировой художественной литературы всего на трех DVD дисках для карманных компьютеров.

Появляются новые электронные библиотеки. Некоторые журналы, особенно профессиональные и научные, существуют только в Интернете. Кстати, журнал, выпуск которого вы держите в руках, тоже будет размещен в Сети. Правда, без иллюстраций. Там же на сайте издательского дома "Аргументы и Факты" можно посмотреть предыдущие выпуски за несколько лет. Так что всем нам нужно учиться читать еще и с экрана. Но другое ли это чтение принципиально?!

Основной вывод, сделанный авторами нашего проекта в 2007 году, таков:

Чтение с экрана имеет некоторые особенности,
но ими легко овладеть, если умеешь хорошо
и с пониманием читать печатный текст.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно