Примерное время чтения: 8 минут
444

На букву К, часть 6

Кино и Гоголь

На экране гоголевские герои появились на заре кинематографа, когда это искусство ещё именовалось "Великий немой" и вызывало благоговейный восторг зрителей. Фильмы тогда были коротенькие, а их авторов (как и людей, сидящих в зале) больше всего интересовал сюжет. Наверное, именно поэтому первыми были экранизированы такие произведения Гоголя, как "Страшная месть", "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", "Вий". Сюжеты этих повестей содержали в себе нечто сказочное, таинственное, мистическое... И даже когда кино стало "говорящим", цветным и широкоформатным, подобные сюжеты были для кинорежиссеров предпочтительнее: ещё несколько раз экранизировались "Вий" и "Ночь перед Рождеством". А вот "Ревизор" на экране представлен, по существу, театральными спектаклями, перенесёнными на плёнку. Свой вклад в "гоголевиану" внесло во второй половине ХХ века и телевидение. И сегодня, благодаря телевизионным экранизациям, вы можете насладиться игрой замечательных актеров, воплотивших на экране образы героев "Ревизора", "Женитьбы", "Игроков" и "Мёртвых душ"!

А столь любимые детьми мультики: разве они остались в стороне от творчества писателя? Конечно, нет! Ещё в 1940-50 годы на экраны выходят мультфильмы, снятые "по Гоголю". А в конце ХХ века великолепный режиссёр Норштейн начал многолетнюю работу над мультфильмом по гоголевской "Шинели". Одним словом, даже если вы не читали повестей Гоголя (впрочем, разве могут быть такие ребята?), то на сцене, в кинотеатре, дома у экрана телевизора вы обязательно познакомитесь с его героями. А потом обязательно обратитесь и к книгам...

Книги о Гоголе

О Николае Васильевиче Гоголе как о художнике слова стали писать практически сразу же после выхода в свет его первых книжек. Но при жизни Гоголя эти исследования были делом критиков и собратьев-писателей, дающих свою оценку тому или иному произведению. И только гораздо позже, когда Гоголь стал классиком литературы, о его жизни и творчестве стали появляться книги и статьи, рассчитанные на того читателя, которому интересно узнать как можно больше о своём любимом авторе. Историки изучали (и продолжают изучать) документы, относящиеся к отдельным моментам биографии Гоголя; литературоведы изучают особенности творчества писателя; школьники листают учебники и тома собраний сочинений, используя полученные знания для написания собственных сочинений "по Гоголю"...

Перечислить даже основные труды маститых специалистов и популяризаторов творчества писателя нам просто не удастся - слишком их много. Но некоторые из книг, которые вы как почитатели Гоголя могли бы с интересом прочитать, можно упомянуть и в этом выпуске "ДЭ". Во-первых, отметим вышедшую в 2007 году энциклопедию "Николай Васильевич Гоголь" (автор Б.В. Соколов; изд-ва "Эксмо", "Алгоритм-Книга", "Око"). Это очень толстый том, рассчитанный, в основном, на взрослого читателя. Но он ценен тем, что в нём мы найдём не только историю создания и оценку его книг и литературных героев (это есть и в учебниках), но и выдержки из множества писем писателя, писем его приятелей и знакомых, а также рассказов о его родных и друзьях. Всё это поможет любознательному читателю лучше узнать и время, когда творил писатель, и круг его общения, и его произведения. А ещё хотелось бы вспомнить об очень хорошей книжке "По следам Гоголя", написанной уже довольно давно известным литературоведом Игорем Золотусским (изд. "Детская литература", 1984 г.). Этот исследователь много раз обращался к жизни великого писателя, но именно эта книга, изданная специально для детей, будет вам особенно интересна. Разумеется, для того чтобы узнать писателя, мало читать книги, написанные о нём, нужно обязательно читать и перечитывать его произведения. Так что всё самое главное о Гоголе есть у самого Гоголя. Читайте и перечитывайте его книги, ребята!

Кто был Хлестаковым?

В этой главе мы хотим рассказать, ребята, не о тех людях, которые послужили прообразом, прототипом незабвенного Ивана Александровича. Об этом мы вам расскажем в главе "Типы и прототипы". А сейчас мы хотели бы вспомнить хотя бы некоторых людей, исполнивших роль Хлестакова на сцене. Мнимого ревизора из Петербурга на сцене театров нашей страны (и зарубежных сценах) играли сотни прекрасных, знаменитых и мало кому сегодня известных актёров. Ведь эта пьеса вот уже больше 170 лет не уходит из театрального репертуара!

Первым исполнителем роли Хлестакова на сцене петербургской Александринки был актёр Н.О. Дюр. Гоголь остался недоволен его игрой: "Главная роль пропала... Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков... Хлестаков сделался... чем-то вроде шеренги водевильных шалунов... Он сделался просто обыкновенным вралем..." А когда пьеса ставилась в Москве, на сцене Малого театра, автор писал своему другу, великому актёру Щепкину: "Сами вы, без сомнения, должны взять роль Городничего, иначе она без вас пропадёт. Есть ещё трудней роль во всей пиесе - роль Хлестакова. Я не знаю, выберете ли вы для неё артиста..." И Щепкин выбрал: первым московским Хлестаковым стал известный актёр Д.Т. Ленский, сам писавший водевили и переводивший стихи Беранже...

О таланте актёров прошлого, сыгравших эту роль на сцене, нам с вами, ребята, можно судить только по воспоминаниям современников и дошедшим до нас рисункам и фотографиям, сделанным "с натуры". А жаль! Ведь среди исполнителей этой роли были такие корифеи театра, как Михаил Чехов, Эраст Гарин, Игорь Ильинский... А вот Хлестаков в исполнении некоторых актёров второй половины ХХ века навсегда останется нашим "современником" благодаря экранизациям театральных спектаклей и фильмам. Замечательный актёр Игорь Горбачёв сыграл Хлестакова в памятном многим фильме 1952 года, будучи ещё студентом Ленинградского университета и участником художественной самодеятельности! Есть и киноверсия спектакля Московского театра сатиры, где Хлестакова играл великолепный Андрей Миронов...

Время идет, но и в XXI веке "Ревизор" не сходит со сцены театров мира. А потому есть английский Хлестаков, финский, чешский, японский... Про нашу страну и говорить нечего - Хлестаковых на сценах театров разных городов множество! Эта роль становится настоящим экзаменом для многих молодых артистов. Потому что у каждого из них (как и у каждого из нас) - свой Хлестаков. Интересно, а кого бы из них похвалил за игру сам Николай Васильевич?

Кукольник - знаменитый однокашник

Что такое "однокашник"? Это человек, с которым ты вместе когда-то учился. Николай Гоголь и писатель Нестор Кукольник - ровесники (Кукольник родился 8 сентября 1809 г.) и однокашники по Нежинской гимназии. Хотя "школьной дружбы" между ними не было. Гоголь (чуть ли не единственный в гимназии) остался равнодушен ко всем достоинствам Кукольника, который знал пять иностранных языков, был начитан, играл на фортепьяно и гитаре, сочинял стихи... Может быть, Николай в юности просто завидовал таланту Нестора и очень хотел доказать, что он сам - лучше! Объединяло гимназистов только увлечение театром: оба они играли в школьных любительских спектаклях...

А потом была взрослая жизнь, и каждый из них прожил её по-разному; хотя бывшие однокашники время от времени и встречались. Кстати, литературный дебют Нестора Васильевича был удачнее, чем у Николая Васильевича. Его первые опыты были с похвалой встречены литературной критикой, а после премьеры в январе 1834 года стихотворной драмы "Рука Всевышнего отечество спасла", которой аплодировал сам император Николай I, его слава стала воистину всероссийской. Кукольника буквально "назначили" самым патриотичным из стихотворцев России. В эти годы он вращается в высшем свете Петербурга, дружит с живописцем Карлом Брюлловым и композитором Михаилом Глинкой, который пишет множество романсов на стихи Кукольника и сочиняет музыку оперы "Жизнь за царя", созданной по мотивам драмы про "руку Всевышнего". Эта великая опера Глинки не сходит со сцены и в наше время. Только название у неё в советское время было другим - "Иван Сусанин". Кукольник получает баснословные гонорары, его пьесам рукоплещет публика... Вот только собратья по перу относятся к его творчеству и плодовитости с некоторой иронией. По словам В.Г. Белинского, "Кукольник один пишет в год больше, чем все литераторы наши вместе взятые". Кукольник обижается на весь литературный мир! А впрочем - наплевать: успех ждёт его и на чиновничьем поприще. Он удачливо служит, много разъезжая по России, а в отставку выходит в звании действительного статского советника - штатского генерала... Но судьбу обмануть нельзя: большинство произведений Нестора Кукольника не пережило автора, умершего 8 декабря 1868 года в Таганроге. Но некоторые его стихи, положенные на музыку великим Михаилом Глинкой, исполняются и сейчас, например романс "Уймитесь, волнения страсти!" или знаменитый "Жаворонок". А это не так уж и мало...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно