Когда фильмы еще показывали на белых простынях вместо экранов и заснять прибытие поезда считалось за величайший спецэффект, кинематограф и саундтрек уже шли рука об руку, как молодожены из церкви. Правда, тогда кино было немым, а саундтрек назывался "звуковым сопровождением".
Прошлое и настоящее
Эра немого кино длилась тридцать лет. И когда люди на экране вдруг разразились пылкими речами, устав от продолжительного молчания, музыкальное сопровождение никуда не делось. Просто теперь режиссеры гораздо внимательнее следили, чтобы музоформление соответствовало происходящему на экране. Во избежание всяких неувязок музыку к первому советскому звуковому фильму "Одна" написал сам Шостакович.
К середине века звук окончательно превратился в престижное средство самовыражения. Так, в годы активного киноэкспрессионизма в фильмах уже вовсю звучала музыка "модного" мастера диссонанса Альфреда Шнитке и прочих "поэтов музыкальных нечистот".
Кто и когда додумался поставить музыкальное оформление популярных фильмов на коммерческую основу и лепить из них вполне себе полноценные пластинки (аудиокассеты, диски) - доподлинно неизвестно. Точно, что умник был из голливудских, и фильм, и музыка к нему - тоже голливудские. На "фабрике грез" слишком хорошо знают, как сделать побольше денег из того, что покупается на ура...
В эру особой популярности киномюзиклов вроде "Звуков музыки" и "Моей прекрасной леди" саундтреки были как никогда достойны восхищения. Именно тогда киношники заложили первый кирпичик в стену Саундтрек-Индустрии, которая затем стала намеренно приглашать именитых исполнителей - написать пару шлягеров для нового фильма с тем, чтобы намеренно этот новый фильм вытащить. Расчет был верным до омерзения. Ведь если рядовой и достаточно равнодушный к творчеству, скажем, Кэмерона Кроу зритель узнавал, что специально для его фильма "Ванильное небо" заглавную песню написал Пол Маккартни... Он, зритель, заинтересовывался и в восьмидесяти процентах случаев покорно шел в ближайший кинотеатр.
Сами исполнители тоже получали порядочный кусок пирога. Ну чем плохо: их песня звучит в фильме, который показывают три-четыре раза в день миллионам зрителей, за бесплатно. А на радио за такую раскрутку пришлось бы деньги платить. В итоге половина зрителей приходит на фильм, чтобы послушать любимую музыку, а другая половина, посмотрев классный фильм, покупает саундтрек или альбом главного исполнителя. Овцы, собственно, как и волки, сыты и целы.
Виды и подвиды
Потенциально саундтреки можно разделить на два типа: те, которые пишет один композитор, и те, которые собираются с миру по нитке как ингредиенты для борща. Есть, правда, одна колоритная разновидность. Это когда режиссер, снимая фильм про определенное время, окаймляет его характерным временным саундом. Например, если "Апокалипсис сегодня" Копполы - про войну во Вьетнаме, то как обойтись без Роллингов, Хендрикса и Джима Моррисона. При таком раскладе убиваются целых три зайца: и новые песни сочинять не надо, и зритель радуется любимым шлягерам, и фильм стилизован дальше некуда.
Первый классический тип звуковых дорожек - это в основном музыка к так называемым "арт-хаусным" или "авторским" фильмам, когда какому-нибудь культовому режиссеру пишет один и тот же конкретный композитор или исполнитель. Например, Питеру Гринуэю испокон веков пишет саундтреки замечательный композитор Майкл Найман, сводящий классику и современность, как заправский диджей - пластинки в клубе.
Второй тип саундреков - сборная солянка всевозможных стилей и исполнителей, причем когда эти самые исполнители приворовывают стили друг у друга, а иногда и элементарно друг друга перепевают. Такое характерно прежде всего для режиссеров, претендующих на лояльность зрителя. Или для просто претендующих.
Будущее
Один из немногих, а может быть, даже единственный режиссер, ухитрившийся превратить сборно-перепевный саундтрек в искусство, - Баз Лурман. Самой "шок-это-по-нашему-версией" стала стинговская Roxanne из фильма "Мулен Руж", спетая неким хриплым басом и превращенная в мини-оперу с главной и побочной темами.
Другой фильм Лурмана - "Ромео+Джульетта" тянет просто-таки на киномузыкальный шедевр, когда сюжетно-стилистическая канва увязана с саундтреком, как мать с новорожденным - пуповиной. Фильм похож на стильную табакерку, исписанную изнутри текстами на древнеанглийском, а снаружи размалеванную граффити в три слоя. В роли текстов - сэр Вильям, а в роли граффити - бесподобный саундтрек от панк-рокеров (Garbage) и альтернативщиков (Radiohead) до джазового госпелз и латиноамериканских ритмов.
Так что, если за саундтреками будущее, пусть оно будет похожим на лурмановский фильм. Тогда и классиков для расправы не жалко.