Примерное время чтения: 8 минут
198

Утекшие мозги

МАССОВЫЙ исход российских ученых за границу, называемый также "утечкой мозгов", - одна из любимых тем для обсуждения в отечественных СМИ. Кто-то сетует, что те самые "мозги" перекачиваются на Запад среди прочего природного сырья чуть ли не даром, что российские ученые работают на богатые западные фирмы по демпинговым ценам. Другие захлебываются от праведного гнева: изменники, получили наше лучшее в мире образование бесплатно и катаются теперь как сыр в масле, наплевав на собственную страну. Сами ученые возмущаются в ответ: а как прикажете жить на государственную зарплату? Четыре года назад мы приехали в маленький немецкий городок работать по контракту с западногерманским научно-исследовательским центром. Кроме тощего багажа и двоих детей привезли с собой целый мешок иллюзий, комплексов и ложных страхов. За время, прошедшее с тех пор, мы многое узнали, прочувствовали и поняли: где мифы, а где - факты.

Миф N1:

НАУЧНУЮ работу за границей ищут только русские и китайцы.

С первых же дней в Германии нам стало ясно, что русские ученые здесь - далеко не единственные научные "гастарбайтеры". Исследовательский центр в немецкой глубинке оказался поистине интернациональным, и его пестрый контингент составляют отнюдь не только "беглецы из третьего мира". Локоть к локтю у микроскопов, компьютеров, пробирок колдуют немцы, русские, китайцы, американцы, поляки, финны, румыны, японцы, индусы... Да и сама современная наука по сути своей интернациональна. Обмен идеями, опытом, информацией и кадрами - ее неотъемлемая часть. Когда удается получить средства на очередной научный проект, хороший руководитель старается собрать группу высококлассных исполнителей. Если при этом недостает конкретного специалиста, добывается информация: кто и в какой стране ведет работу в этой области, кого имеет смысл пригласить. Другое дело, что для американца или финна приглашение поработать в Германии - это только определенный этап в карьере, возможность удовлетворить научный интерес, а для россиянина - еще и шанс решить массу личных проблем.

Миф N 2:

МЕСТНЫЕ научные сотрудники нашим в подметки не годятся.

Как сказать - люди здесь, в общем, не глупее и качество образования не хуже. Тем не менее нехватка кадров, особенно в естественнонаучных сферах, существует, и прежде всего потому, что стать хорошим химиком, математиком, физиком - дело сложное и долгое.

Например, в Германии для этого необходимы 13 лет школьного обучения с очень непростыми выпускными экзаменами, 6 лет университета, защита диплома, не менее 3 лет аспирантуры, подготовка диссертации - и только потом можно рассчитывать на хорошую зарплату и высокий социальный статус. А все эти долгие годы будущие творцы передовых идей и технологий живут, что называется, по-студенчески. Избрав профессию, скажем, менеджера, педагога или кондитера, можно достичь успеха и независимости гораздо легче и быстрее. Неудивительно, что немногие решаются идти тернистым "наукоемким" путем.

Чего западные ученые действительно не могут, так это собственными руками успешно чинить сложнейшую аппаратуру, используя любой подручный материал - от проволоки до деталей от "киндерсюрпризов". Тут нашим действительно равных нет.

Миф N3:

ИНОСТРАНЕЦ, и в частности русский, здесь всегда человек второго сорта.

Во многом такие представления укореняются от нашей собственной закомплексованности и отсутствия опыта. За все годы в Германии мы ни разу не сталкивались с какой-либо бытовой дискриминацией, несмотря на свою вызывающе русскую, непроизносимую для немцев фамилию и жуткий акцент. Среди прочих европейцев сегодняшние немцы вообще славятся терпимостью и толерантностью. Возможно, они просто хорошо воспитаны и уравновешен-ны. Как бы то ни было наши дети мгновенно обзавелись немецкими приятелями, их родители приглашают нас на чашечку кофе, соседи приветливо здороваются и без просьбы помогают дотащить коляску до лифта, городские чиновники безукоризненно вежливы.

Откуда же тогда полные горечи, разочарования и неприязни к "аборигенам" письма эмигрантов в русской прессе, их душераздирающие исповеди о безуспешных попытках найти себя в чужой стране, о постоянном чувстве унижения и бессилия? Увы, если оказался "за бортом", без рабочего места и твердого заработка - картина резко меняется. Впрочем, сегодня в Германии каждый десятый (и это только официальные цифры!) сидит без работы, и среди них, естественно, немало иностранцев. И в очереди за социальным пособием все чувствуют себя униженными - и Мюллер в двенадцатом поколении, и Мухаммед Али из солнечной Турции, и наши бывшие соотечественники. Общение с чиновниками биржи труда и социального ведомства бывает само по себе столь мучительно, что легко возникает соблазн обвинить все местное население в ксенофобии.

Конечно, научные работники -иностранцы составляют особую, можно сказать, привилегированную группу - они едут работать, имея на руках подписанные контракты. Это имеет огромное значение. Даже знание языка в таком случае стоит на втором месте.

Миф N4:

ПОРАБОТАВ несколько лет за границей, можно до конца дней жить в России безбедно.

Сколько зарабатывают наши ученые в Германии? Здесь существуют тарифные сетки, и все сотрудники, откуда бы они ни приехали, занимают в них определенные места соответственно своей квалификации. Закон запрещает дискриминацию, а закон здесь все-таки руководство к действию, а не благое пожелание. Зарплата бывшего москвича, питерца или новосибирца такая же, как у немца, сидящего за соседним столом, - за исключением выслуги лет, конечно. И доплаты на детишек, привезенных из России, мы тоже получаем наравне с немецким населением. Правда, и налоги приходится платить такие же! С одной стороны, отдавать около 30 процентов зарплаты досадно. А с другой - как-то начинаешь себя ощущать не бедным родственником, а нормальным членом общества. И когда сосед-немец жалуется на плохую работу дорожной полиции: "И куда идут наши налоги?!" - с чувством собственного достоинства солидарно киваешь.

Что можно позволить себе на доходы научного сотрудника государственного учреждения в Германии? Семья может снимать 3-4-комнатную квартиру, нормально одеваться и питаться, иметь недорогой автомобиль. Можно оплачивать детям спортивный клуб, раз в год съездить в отпуск. А вот отложить более-менее значительную сумму - увы. Во всяком случае, наши мечты решить наконец за счет немецких заработков свою жилищную проблему в России лопнули в первый же год. Наших нынешних накоплений хватит в лучшем случае на комнатку в московской коммуналке. Можно, конечно, затягивать пояса, снимать конуру вместо нормального жилья, питаться бананами и шоколадками и считать каждый цент. Именно так поступают "научники-вахтовики", приезжающие сюда в одиночку по краткосрочным контрактам. Они отказывают себе во всем, в результате через 3-4 месяца привозят в Россию несколько сотен евро, на которые их семьи живут до следующей поездки.

Словом, нищими и нещадно эксплуатируемыми мы себя в Германии не чувствуем. Но многими благами здешней экономической системы воспользоваться все-таки не можем. В первую очередь это касается кредитов. Западный человек всю жизнь живет в кредит. В кредит приобретаются не только дома, но и хорошая мебель, автомобили, бытовая техника, одежда. А иностранному гражданину с ограниченным разрешением на пребывание в стране кредита никто не предоставит. Немцы, зарабатывающие столько, сколько наши ученые, покупают дома и потихоньку выплачивают долг банку. Мы "выбрасываем" каждый месяц почти те же деньги за наем жилплощади.

Вот так, без особого шика, тихой жизнью средних бюргеров живут в западном раю российские "научники". Хотят ли вернуться? В большинстве своем - нет. Жить-то на что? Помните, в "Джентльменах удачи" герой Евгения Леонова называет по телефону свою кличку: "Я - Доцент", а на другом конце провода ему совершенно серьезно отвечают: "Поздравляю". Если бы фильм снимался сегодня, то ответ был бы скорее всего: "Глубоко сочувствую". Вот и рыщут наши "доценты с кандидатами" в поисках очередного заграничного контракта, переезжают из города в город, из страны в страну. Потому что знают: будет работа на Западе - будут и уютная квартира, булочки к завтраку, и бифштексы на ужин, и в выходные можно свозить детей на машине в Холидей-парк. И только иногда становится горько при мысли, что на все эти, в сущности, скромные блага, элементарные человеческие условия для жизни мы не можем рассчитывать на родине, вырастившей и воспитавшей нас.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно