Примерное время чтения: 5 минут
136

Лохотрон: сто тысяч в почтовом ящике

ВЫ ВЫУДИЛИ из почтового ящика извещение о том, что выиграли в лотерею, в которой не только не участвовали, но и никогда о такой не слышали? Поздравляем, вы не одиноки. "Письма счастья", словно голуби, летают по Европе. Только в Великобритании в прошлом году более 2 млн. человек получили сообщения о выигрыше. Из двух миллионов "счастливчиков" 137 тыс. позвонили по указанному в письме телефону, подарив таким образом "лотерее" в среднем по 53 фунта стерлингов каждый.

Поздравляем! Вам!! Повезло!!!

МЕХАНИЗМ прост. Позвонивших переключают на линию Premium Rate, минута разговора по которой стоит полтора фунта. После того, как вас продержат на линии минут 15-20, вы узнаете, что выиграли фотокамеру и должны выслать фирме определенную сумму за пересылку приза. В результате самые "удачливые" получают ваучер, позволяющий купить самую что ни на есть дешевую "мыльницу" в строго определенном магазине, который находится за тридевять земель.

В феврале этого года некая фирма из Хаддерсфилда разослала письма по всей Великобритании, сообщая, что выигрыш в лотерее составляет 75 тыс. фунтов. И, мол, даже если вы окажетесь в числе тех неудачников, которым не достанется главный приз, то самое меньшее, что вы получите, - это 1 тыс. фунтов. По следам "письма счастья" пустилась одна из старейших организаций по защите прав потребителей Великобритании "Which?". Рассказывает сотрудница Паскель Жиссель: "Мы позвонили по указанному телефону. Как только в трубке раздались вызывные гудки - нас соединили с платной линией. В результате "беседы" с автоответчиком удалось узнать, что приз сократился до 100 фунтов. Стоимость звонка обошлась в 10,5 фунта. Дальше больше. Автоответчик сообщил, что если позвонить по другому телефону, то вот там-то уже ждет приз в 1000 фунтов".

Эти фирмы время от времени дают что-то выиграть, чтобы потом привлечь еще большее число доверчивых. Правда, если вам что-то и перепадает, то это обычно то, чем вы воспользоваться в большинстве случаев не можете. Это бывает или скидка с очень дорогой путевки, которую даже со скидкой вы себе не позволите, или ваучер на что-то, что вам абсолютно не нужно.

Продавцы счастья

БОРОТЬСЯ с "лохотронами" очень трудно - сегодня они закрываются, завтра открываются вновь. Беда вся в том, что размер штрафов по сравнению с доходами мошенников буквально ничто. Совсем недавно была закрыта "Purple Rock Solutions", за несколько месяцев своего существования "нагревшая" своих сограждан на 500 тыс. фунтов. Штраф составил 10 тыс, то есть 2% от всего дохода. "Многие из этих фирм закладывают эти возможные расходы в свой бизнес-план, что само по себе вопиюще цинично", - говорит Кейти Героса, сотрудница Premium Rate Association, организации, контролирующей платные телефонные линии.

Платный телефон - не единственная ловушка. Другие фирмы сообщают, что вы выиграли, например, дорогой отпуск во Флориде. И просят прислать персональные данные. Как только вы выслали хоть что-то - вы на крючке. Шаг за шагом из вас будут вытягивать по началу незначительные суммы на текущие расходы, на бронирование билетов, на курьеров и так далее. Со временем денег будут просить все больше. А "жертвы", пытающиеся выйти из игры, нередко подвергаются сильнейшему психологическому давлению.

Бесплатный сыр

МАЙКЛ БАРТ, менеджер по связям с общественностью Office of Fair Trading (OFT):

- Как это ни печально, но люди сами зачастую виновны, что попались в лапы мошенников. На нашем сайте мы регулярно публикуем не только названия самых известных "лотерей", но и советы, как избежать потерь. Главный - если вам что-то предлагают бесплатно, это не что иное, как приманка. А мышеловка будет впереди.

Больше того, после того как вы вместо "бесплатного" отдыха на югах потеряете свои деньги и время, не говоря о моральном ущербе, вас ежедневно будут просто засыпать подобными письмами. Дело в том, что фирмы наживаются не только на телефонных звонках, но и на вашем адресе, продавая его десяткам своих "коллег по бизнесу". Те в свою очередь перепродадут другим, после чего вам будет впору хоть из дома бежать. Или почтовый ящик опечатывать.

Как себя вести

  • Не отвечайте на непрошеные письма-приманки и не звоните по указанным в них телефонам.

  • Если вам позвонили и предложили нажать кнопку 1, 2, 3 - не делайте этого. Нажатие клавиши означает согласие, и вас тут же подключат к платной линии.

  • Не сообщайте свои банковские данные, номера кредитных карточек, не отправляйте никаких денежных переводов.

  • Сохраняйте переписку с фирмой, все контакты. Если вас обманули, без стеснения обращайтесь в организации защиты потребителей в вашем регионе.

    Где искать помощи

  • Великобритания:

    Which? - британская организация по защите прав потребителей.

    Тел. 020 7770 7000

    Fax: 020 7770 7600

    Интернет-сайт www.which.co.uk

  • The Independent Committee for the Supervision of Standards of Telephone Information Services (ICSTIS): организация, контролирующая платные телефонные линии Premium Rates.

    Тел. в Великобритании 0800 500 212

    Интернет-сайт https://www.icstis.org.uk/

  • На сайте Office of Fair Trading вы сможете найти полезные советы: как не попасться в лапы к мошенникам и избежать многих неприятностей, куда обращаться в случае, если все же попались, и другую полезную информацию.

    Адрес сайта: www.oft.gov.uk

    Для жителей других стран Европы:

    Координаты центров защиты потребителей в разных странах Европы, а также другую полезную информацию вы можете найти на этих сайтах: www.econsumer.gov (информация на 6 языках),

    The European Consumers Organization (BEUC) - www.beuc.org

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно