Примерное время чтения: 6 минут
115

Куда привела улица 1905 года?

КОГДА в январе 1905 года российское правительство расстреляло мирную демонстрацию, британская пресса выступила с теорией о терроризме как о чисто российском явлении, которое расцветает только при террористическом правительстве. О том, как история опровергает это утверждение, рассказывает историк, писатель и переводчик Кирилл ЗИНОВЬЕВ.

Земля - крестьянам, власть - Ленину

ТОТ день навсегда вошёл в историю как Кровавое воскресенье, а о том, что "царь расстрелял веру в самого себя" и положил начало революциям, знал каждый школьник. До известной степени всё это так и было. Но только до известной степени. Рабочие требовали увеличения заработной платы, улучшения бытовых условий, сокращения рабочего дня и так далее уже не в первый раз. Ещё во время русско-японской войны проходили выступления, сопровождающиеся подобными требованиями. В советские времена почему-то замалчивали тот факт, что "закон о правах", удовлетворяющий требования рабочих, был принят ещё в 1903 году. Другое дело, что никто не следил за его скрупулёзным исполнением - так уж у нас повелось исторически. Но закон такой в России был. Более того, он был настолько прогрессивным, что и английские, и французские газеты писали в то время, что ни в Англии, ни во Франции подобный закон издаться просто не мог.

Тем не менее рабочие были недовольны, и их можно понять. Условия их жизни были действительно ужасающими, а заработная плата очень маленькой. И этому есть несколько причин. Капитализм в России только зарождался, в то время как в той же Англии он уже насчитывал более сотни лет. Поэтому вполне естественно, что зарождающийся класс, причём растущий так быстро, просто не мог быть сразу же снабжён всем необходимым для достойной жизни. С 1850 года по 1914-й население Санкт-Петербурга выросло вдвое, а с 1890-го по 1914-й ежегодно увеличивалось на 50 тыс. Для сравнения - общий прирост населения таких британских индустриальных городов, как Манчестер, Бирмингем и Шеффилд, за 150 лет равняется приросту одного только Петербурга - и всего за каких-то полстолетия. Вместить такое количество народу город был просто не в состоянии, и уж тем более дать всем достойные условия проживания.

Именно тогда были созданы первые организации, прототипы российских профсоюзов. Правда, революционерам, а в первую очередь Ленину, они тогда были совсем не нужны - а вдруг профсоюзы договорятся с правительством и Ленину не удастся прийти к власти? Гапона впоследствии объявили провокатором - только за то, что он пытался уладить рабочий вопрос миром. А он всего-навсего пытался не смешивать социальные требования рабочих с политическими. На тот момент важнее было уладить вопрос о быте рабочих, чем передавать землю крестьянам, к чему страна была абсолютно не готова.

В "полицейской" России полиции не было

НАВЕРНОЕ, не совсем верно использовать такое сильное выражение, что в то воскресенье царь расстрелял веру в себя. Во-первых, государя во дворце в то время вообще не было. Он с семьёй жил в Царском Селе. Во-вторых, государь самолично отдать распоряжение использовать армию против демонстрации не мог, это можно было сделать только в согласовании с правительством. Так что если уж и была вера расстреляна, то не только одним государем.

И ещё одно определение, которое хотелось бы опровергнуть. Часто можно слышать, как Россию того времени называют полицейским государством. Вам известно, сколько полицейских было во всей России, от Балтийского моря до Тихого океана, к 1905 году? 8 тысяч! Для сравнения - в той же Англии их было больше 50 тысяч. Полиции как таковой, как её понимали в западных странах, в "полицейской" России не было. Поэтому в случае необходимости прибегали к помощи казаков и армии. В то воскресенье армия была вызвана Треповым и послана на Троицкий мост с приказом остановить толпу. Стрельба началась уже там. По всей видимости, приказ стрелять был отдан кем-то из офицеров, чтобы напугать демонстрантов, но, к несчастью, не обошлось без жертв. Толпа продолжала путь к Зимнему, где их и встретила гвардия. Трижды демонстрантам было предложено разойтись, но поп Гапон не тронулся с места. Скорее всего, он просто не поверил в то, что стрельбу всё же откроют. Кстати, с подачи Троцкого уже более ста лет утверждается, что погибших было больше тысячи. Это неверно. Погибших вместе с ранеными насчитывалось чуть более 200 человек. Этой цифры придерживаются сейчас практически все уважаемые историки.

Терроризм - от мягкости правительства

НА ЗАПАДЕ то, что произошло в России, восприняли очень негативно. Пресса кричала, что стрелять в мирную демонстрацию ни одно правительство не имеет права. Наверное, британцы забыли, как ещё совсем недавно делали то же самое в Ирландии. Кроме того, обвиняли российское правительство в несостоятельности: мол, это оно допустило такую обстановку в стране, при которой пришлось стрелять в толпу.

"Таймс" тогда написала, что терроризм возможен только в той стране, в которой существует террористическое правительство, и что сам терроризм начинается правительством, а не против него. Как вывод: терроризм - явление чисто российское и возможен исключительно в России. Как видим, эта оригинальная идея не получила ни исторического, ни логического подтверждения. Терроризм возможен в любой стране и не зависит от правительства. Даже больше - терроризм расцветает пышным цветом при слабом правительстве. При Иване Грозном ничего подобного не наблюдалось. Грозный и сам может претендовать на звание первого российского террориста. При Петре Первом об этом слыхом не слыхивали. Не было этого ни при Павле, ни при Николае I. А вот при Александре II было. Что нашли у Александра в кармане, когда его убили? Проект конституции, которой так добивались декабристы. Как только намечались какие-то послабления, как только правительством давались какие-то свободы, начинался терроризм. Перечислять можно вплоть до наших дней.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно