23-летний Иван САЕНКО - единственный российский футболист в бундеслиге.
В СВОЁ время вместо накатанной дорожки в ЦСКА он выбрал рисковый путь - в 16 лет приехал в Германию, не зная ни слова по-немецки, играл сначала в Карлсруэ, сейчас уже несколько лет - форвард клуба "Нюрнберг".
Интервью состоялось в аэропорту Франкфурта-на-Майне - Иван ждал посадки на самолёт. Главный тренер российской сборной голландец Гус Хиддинк вызвал Саенко на отборочный матч чемпионата Европы Россия - Эстония. Известно, что российской сборной играть с национальными командами бывших братских республик и так непросто, а уж тем более на их суверенной территории: мотивации хозяевам поля точно не занимать. "Ещё первая игра с эстонской сборной в ноябре показала, что это нелёгкий соперник. Команда очень боевая, ребята рослые и против России будут биться до последнего", - сказал Иван Саенко "АиФ. Европа" за неделю до матча в Таллине.
- Относительно шансов российской сборной в Евро-2008...
- Сразу говорю, никаких прогнозов. Я верующий человек. Только Господу Богу известно, как мы сыграем. После - не вопрос, могу обсуждать ошибки, радоваться вместе или горевать. А сейчас надо приложить все усилия, показать характер, потому что с такими командами нам нужно будет именно это.
Не надо относиться к нам как к роботам
- БОЛЬНОЙ вопрос для многих россиян - любителей футбола: чего ему, родному, не хватает? То бюджет бы побольше, то игроков получше, то тренера заморского. А результата так и нет. Может, в консерватории что-то поменять?
- О-о, это такой глобальный вопрос. Здесь столько пластов нужно поднять. Вот мы вчера играли в Дортмунде - 81 тысяча зрителей! Знаете, какое ощущение - выходишь, а трибуны начинают петь, и у тебя мурашки по коже... Непередаваемо. Нам - игрокам! - надо месяца за три до матча вносить в списки, кому сколько билетов оставить, - потому что всё уже продано! И дети, выходя на этот стадион, понимают, к чему стремиться. У российских команд нет стадионов, уже не говорю о таковых по последней технологии. А денег у всех - море... Я общался с Виталием Мутко (президент РФС. - Ред.): видно, что этот человек что-то хочет изменить. Надеюсь, что сейчас в Петербурге начнётся строительство, подписали проект - но всё равно это будет через 3-5 лет. В любом случае, чтобы изменить ситуацию в российском футболе, нужно копать совсем глубоко: именно на уровне детского и юношеского футбола и - очень важно - судейства.
- Но советская школа футбола - она ведь была? А есть ли российская?
- Был результат - значит, была и школа, конечно. Мы когда-то играли в финале чемпионата Европы. А сейчас пока до этого далековато. Насчёт школы - что там, где и как, не знаю, но скоро в Воронеже будет футбольная школа Саенко. Вот.
Договор вроде подписан, сейчас идёт речь об искусственном поле, многое уже есть - и гостиничный комплекс, и кухня, - мы создаём это на базе женского футбольного клуба "Энергия", многократного чемпиона России (Иван - из футбольной династии, его отец - основоположник воронежской школы женского футбола. - Ред.). Понимаю, будет нелегко, но, думаю, справимся все вместе. Когда я был маленький, в Воронеже на "Спартак" в высшей лиге собирался целый стадион, а сейчас вообще никого нету. Очень обидно: город с почти миллионным населением - и без футбольного клуба.
- Но это регионы, а если взять Москву - она не испытывает недостатка средств, а в некоторых областях даже скорее испытывает их излишек... Ведь платят футболистам на европейском уровне, если не выше.
- Зарплаты футболистов все любят считать... А вы можете представить себе, сколько сил и здоровья это всё стоит? И когда у ребят после 30 уже то там косточка, то тут болит. Со стороны этого всего не видно, всё легко кажется. На встречах с болельщиками иногда приходится объяснять - я такой же человек, как ты, у меня дома может быть тоже проблема, как и у тебя, и мне надо её проглотить, а если я где-то неважно сыграл, сразу мне - вот ты, муд...к, плохо сыграл... Не нужно относиться к нам как к роботам. Мне кажется, когда возникнет это понимание - всё будет отлично.
- Что касается полупустых трибун, в отличие от забитых до отказа в Европе, - так, может, здесь прямая связь с тем, как играют? Многие уже называют это национальным мазохизмом - болеть за нашу сборную, например.
- Я этого не понимаю... То есть когда у тебя всё отлично - у тебя туча друзей, а как кризис - никого? Бывают спады у всех, это нормально - ну мы же не железные. Был переходный период, ушла плеяда игроков, тех самых, которые играли чемпионаты Европы, но у нас сейчас всё меняется, поэтому ни в коем случае нельзя так относиться. Нам очень нужна поддержка. И мы будем очень рады этой поддержке.
- А вспомните, накануне ЧМ-2006 какая травля Юргена Клинсмана, тренера национальной сборной, развернулась в Германии! Но после чемпионата - чествовали как национального героя.
- В России многие даже не могут себе представить, что такое здесь так называемые СМИ и что они могут с человеком сделать. Какое это давление. Когда каждый твой шаг - всё фиксируется, всё "на прицеле". Я уверен: Клинсман столько лет жизни потерял за этот период, и даже теми эмоциями, когда его потом чествовали, эти "клеточки" уже не восстановить...
100 евро за кг лишнего веса
- НА ЧМ в сборной Германии играли два поляка - Клозе и Подольски, в том числе и в матчах против Польши. Вы можете себя представить в такой ситуации - играть против России?
- Нет, я никак не смог бы... Патриот! (Смеётся.) Я русский человек. Дорожу тем, что я из России. И горд, что родился в этой стране.
- Но карьеру решили делать именно в Европе... Почему?
- Сейчас уже легко на этот вопрос отвечать, когда чего-то добился. Здесь есть возможности для роста, развития, здесь в футболе - интересно. Но когда мне было 16, я приехал и жил в интернате - ни друзей, ни родных, ни слова по-немецки... Выходишь на стадион и не понимаешь - то ли они над тобой смеются, то ли что... С физической нагрузкой и требованиями всё понятно, а вот какой это был психологический груз, просто не передать.
- Когда вас вызывают в сборную РФ, с тренером "Нюрнберга" трений не возникает?
- Нет, никаких напрягов. Они возникают, только когда возвращаешься. (Смеётся.) Да нет, всё зависит от тебя, твоего отношения к работе. Если приезжаешь после сборов варёный, конечно, тренер недоволен. После отпуска набрал лишний вес - штраф 100 евро за каждый килограмм. У меня раз был, помню, перебор. Конечно, когда домой приедешь - к маме кушать, и начинается...
Жалко, что "Газпром" к нам не пришёл
- "БАВАРИЯ" - чемпион?
- Я лично ставлю на "Шальке". Мне нравится, как они играют, сейчас у них та же система, что и у нас, - 4-3-3. И кадры в "Шальке" такие, что вполне могут стать чемпионами Германии. Такое моё мнение.
> - Оно у вас возникло не после того, как в "Шальке" вложился "Газпром"?
- Не-ет, давно ещё. Да и "Баварии" быть чемпионом - ну сколько же можно? (Смеётся.)
- А какая реакция была у футбольных инсайдеров по поводу нового спонсора "Шальке"?
- Да как цифры спонсорские написали - все увидели и с ума сошли. Вот такая реакция. А вообще я огорчился, что "Газпром" в "Нюрнберг" не пришёл - мы бы не отказались!
- Спорить с тренером - абсолютное табу?
- Лучше промолчать. Бывает, конечно, иногда огрызнёшься, но лучше бы оставить это в себе.
- С командой "Нюрнберг" работает психолог?
- Кто-о? Нет. Мы этого не понимаем и смеёмся. Психолог какой-то... Для меня это вообще дикость.
- В команде футболисты самых разных национальностей. Если на поле стрессовая ситуация, нервничают - все по-разному?
- В основном одинаково: ругаются матом. Но на разных языках.
- То есть у вас, видимо, уже богатый словарный запас?
- Да, языках на семи могу человека обозвать.
- Кроме как на сборы-турниры есть возможность съездить куда-то, отдохнуть?
- Отпуск два раза в год по 2 недели и летом 4. Стараюсь сразу до дома, в Воронеж. Заранее ничего не запланируешь, не забронируешь, иной раз накануне узнаём, что отпускают. А люди говорят - вот у них жизнь! Недавно, правда, удалось выбраться на несколько дней с мамой в Иорданию - по святым местам. Купался в Иордане. Грехи все смыл.
- А были?
- Все мы грешны...
А девушки - потом
- ЖИВЁТЕ в самом Нюрнберге?
- Нет, снимаю дом за городом. Лес, тишина - то, что мне нужно.
- В 23-то года неужели совсем без развлечений - клубы, дискотеки?
- Само собой. Позволяю себе в разумных пределах.
- Девушки дают проходу?
- Ха-ха-ха, стараюсь обходить.
- Да ладно...
- Шутка, конечно. Девушки - а как же! Бывает, где-то с кем-то познакомишься, но пока так, чтобы много времени уделять, - да нет его.