Вайнона Лора Горовиц родилась два года спустя после "Вудстока", когда мирная революция "детей цветов" сбавила обороты и перешла в тривиальную бытовую форму. Теперь, когда поутихли отчаянные голоса Боба Дилана и Джоан Баэз и когда война во Вьетнаме мучительно подходила к логическому завершению, протест у "галлюциногенного" поколения выражался в клешах, фенечках, длинном засаленном хайре и перманентно обдолбанном состоянии. И было обычным делом, когда несколько в высшей степени интеллигентных семей вели полубродяжнический образ жизни в хипповских коммунах, где не было элементарных коммунальных удобств. Однако высокоинтеллектуальные кочевые бомжи устраивали у себя в "таборах" импровизированные кинотеатры и давали возможность своим детям эстетически просвещаться, до дыр затирая пленки с голливудской киноклассикой. Вот на такой классике и в таких условиях и воспитывалась маленькая хрупкая девочка Вайнона, названная так в честь города, в котором имела неосторожность появиться на свет.
ЕЕ РОДИТЕЛИ - богема калифорнийского андерграунда, преуспевающие лузеры "кислотной" эпохи. Неудивительно, что крестным отцом Вайноны стал ЛСД-гуру Тимоти Лири, а знаменитый поэт-битник Аллен Гинзберг входил в круг друзей семьи. Мамаша и папаша Горовиц и сами были не прочь пографоманствовать и любезно делились в собственной книге впечатлениями о воздействии диэтиламидализергиновой кислоты на гибкое человеческое сознание. (И, кстати, их антология "Shaman Woman Mainline Lady" стала чрезвычайно ходовой в битниковской и хиппи-тусовках.) В 10 лет, когда, в идеале, нормальные девочки шьют одежду для кукол, юное создание из семейства Горовиц, где, кроме Вайноны, было еще трое детей, впервые прочла книгу, ставшую впоследствии ее (и не только ее) Библией, - "Над пропастью во ржи" Дж. Д. Сэлинджера. Вот такие они, дети "поколения Х".
Впоследствии родители осознали всю невразумительность своих робких протестов и вернулись жить в город. И еще неожиданно выяснилось, что детям не помешало бы начальное образование. Маленькую Вайнону радостно привели в школу. Через пару месяцев ее оттуда так же радостно выгнали. Молва гласит, что с кем-то неудачно подралась. Оказывается, "божьи одуванчики"-пацифисты-хиппаны тоже могут дать в глаз при удобно подвернувшемся случае.
Но изгнание из школы мало кого расстроило - девочка получала образование на дому и стала посещать актерскую студию при престижном Американском Консерваторском театре в Сан-Франциско. Ну стоит ли дальше рассказывать, как она усердно училась актерскому мастерству, как ее по окончании курсов позвали играть в тот же театр, как ее заметили менеджеры промоутерской компании "Triad Artists" и впервые пригласили на пробы в кино? Через подобное проходит практически любой актер. Тут примечательно другое: это коротко стриженное, с глазищами на пол-лица худенькое существо, казалось, было обречено играть обремененных тягостным интеллектом подростков, вечно против кого-то бунтующих, чаще всего бессознательно ("Реальность кусается" - классический пример Райдер-вечной-студентки). От детских ролей она без проблем избавилась не без заботливой помощи Джармуша ("Ночь на земле"), Скорсезе ("Век невинности") и Копполы ("Дракула"). Но бессознательный бунт был сфабрикован ею и в жизненных условиях. Можно даже сказать, она и строила свою, безусловно, успешную кинематографическую карьеру на противопоставлении себя, такой маленькой, колючей и недовольной общественным строем девочки, с благополучными голливудскими самками, которые единственно чем могут быть недовольны, так это своим лаком для ногтей. Она дружила с "плохими девочками" (Дрю Бэрримор, Ума Турман) и любила "плохих мальчиков" (Джонни Депп, Кристиан Слейтер), старательно силилась делать так, чтоб никто не употреблял в ее отношении эпитетов "правильная" и "рафинированная". Скажем прямо, у нее это мало получилось. И в жизни она - всего лишь милый, умный и уставший человек. Уставший играть в войнушки. Она сама чувствует, что уже все сказала, обогнала не только свое время, но и саму себя. Просто в 10 лет надо было шить одежду для кукол, а не читать Сэлинджера.
прямая речь
"Я всегда хотела, чтобы мир был похож на кино, чтобы, когда я иду по улице, обязательно звучала музыкальная тема. Когда я была маленькой, что бы ни происходило, я всегда могла закрыть глаза и представить, что экран погас, - так легче было переживать неприятности. А когда я начала работать, стала говорить "снято!" всегда, когда хотела завершить разговор".
"Однажды я обнаружила: лучше всего я играю, когда чувствую себя счастливой. Это стало моим главным профессиональным открытием".
между прочим
- любимый актер Вайноны - Энтони Хопкинс, а любимый режиссер - Мартин Скорсезе;
- псевдоним Райдер происходит от фамилии любимого певца папаши Горовиц - Митча Райдера;
- Вайнона претендовала на роль дочери Корлеоне в третьей части "Крестного отца", но в последний момент по непонятным причинам ее заменила дочь режиссера София Коппола;
- за "Век невинности" Райдер была номинирована на "Оскара" (роль второго плана), за "Маленьких женщин" она его получила-таки (главная женская роль);
- в 20 лет Вайнона попала в клинику, где лечилась от нервного истощения и депрессии;
- в 1997 году журнал Empire дал ей 42-е место в списке ста лучших кинозвезд всех времен и народов, а People включил в число самых красивых людей мира;
- Вайнона - натуральная блондинка, но в 12 лет начала красить волосы во все цвета радуги.